24.06.2012. | Автор:

Первое, что необходимо сделать попавшему

В беду человеку, — это попытаться отыскать.

Вблизи места аварии естественный или искусст — I

Венный водоисточник. Это может быть старин — •

Ный колодец, артезианская скважина, родник, ^

Пресноводное озерцо или бетонный водоналив — сЕ

Ной колодец, предназначенный для водопоя ш скота.

Открытые водоисточники в отдельных рай — g

Онах степи и пустыни могут быть не так уж ред — l5

Ки. Например, в европейских степях существует ;

Довольно разветвленная сеть малых и средних ;

Рек. Для степей Западной Сибири и Северного • Казахстана характерны цепочки и россыпи мел­ких озер. В пустынях Средней Азии, особенно

Ближе к окультуренным районам, встречаются г-

Тупиковые ветки оросительных каналов и ары — ф

Ков, которые сбрасывают «отработанные» воды ф

В небольшие, стихийно возникшие озерца. А ф

Иногда в очень большие озера, вроде Сарака — ^

Мышского, который скоро сможет спорить раз — Ф

Мерами с Аральским морем. Ф

Для того чтобы отыскать в пустыне или степи ф

Открытый водоисточник, совершенно не обяза — ф

Тельно метаться туда-сюда по пескам. Вполне ф

Достаточно внимательно осмотреться по сторо — ф

Нам. На водоисточник могут указать: хорошо на — Г

Езженные автомобильные колеи; натоптанные ‘

Тропы; множественные отпечатки следов жи — Ф

Вотных; дорожка, идущая в сторону от автомо — ф

Бильной стоянки; стрелка, образуемая слиянием ф

Двух тропинок; грязный, серый песок, покры — а

Тый овечьим и верблюжьим пометом; искусст — 359

^ венные туры, сложенные из камней, кусков де — Ч рева, старых автомобильных покрышек и т. п. Ч мусора. В некоторых странах Центральной Азии Ц подобные туры называют священным знаком ц «обо». Ставят их на обочинах караванных дорог, на горных перевалах в непосредственной близо­сти, от водоисточников. В верхнюю часть тура втыкают несколько длинных палок, к которым привязывают куски пестрой ткани, ленты, пус- Ч тые консервные банки или кости животных. Ц На открытый водоисточник (родник, озеро) ц могут навести кружащиеся на одном месте пти­цы или неожиданно появившиеся в пустыне ко­мары, мухи, стрекозы и другие влаголюбивые насекомые. Так что если вас ночью поедом едят комары, не раздражайтесь, а радуйтесь — это . значит, что где-то совсем близко находится вода.

• На большую воду — реки, каналы, озера, круп-

• ные арыки, водохранилища и т. п. — могут ука — ^ зать кружащиеся в небе чайки, слышимые из — ^ далека гомон птиц и кваканье лягушек, иногда s отдельное кучевое облако, низко стоящее над >s горизонтом.

О. Надежным индикатором воды в среднеази — J атских пустынях являются отпечатки овечьих < следов на песке, а также овечий помет. Дело в

• том, что любое стадо раз в сутки пастухи обяза — ; тельно выводят к водопою. Поэтому, если пой­ти по следам прошедшего стада, внимательно

Ч осматриваясь по сторонам, можно с большой Ч долей вероятности отыскать наливной колодец Ц или артезианскую скважину. К наливному ко — ц лодцу, кроме того, обязательно идет одиночная, хорошо накатанная автомобильная колея.

Колодцы. В Каракумах и Кызылкумах в об — щей сложности насчитывается около 20 ООО ко — Ч лодцев, большинство из которых построены еще Ч в дореволюционное время и в двадцатые годы. Ц Многие из них помечены на картах. Если не по — ц мечены, то перед путешествием в пустыню сле­дует расспросить о них местное население и на­нести на карты соответствующие значки.

Другой вопрос: какие из колодцев предпо — Ч честь при выборе аварийного маршрута? Ч Старые? Но многие из них осыпались или Ц обсохли. Хотя на картах их продолжают отме — чать как действующие. Отсюда при выборе мар — 360 шрута к водоисточнику следует выбирать тот,

Который ведет не к одному, а к «кусту» близко­расположенных друг к другу колодцев, пусть даже до них придется пройти на несколько ки­лометров больше.

Самыми надежными колодцами являются артезианские скважины. В пустыне Кызылкумы есть несколько артезианских скважин, пред­ставлявших из себя торчащие из песка трубы до 0,5 м (!) в диаметре, из которых беспрерывно со­чилась вода. Рядом с этими скважинами образо­вались довольно приличные озера с рыбой и вы­тянувшимся на 3—4 м вверх камышом! А на карте все это называлось артезианской скважи­ной.

Из грунтовых колодцев, пробитых в песча­ной или каменистой почве, предпочтительнее последние. Гаммады (колодцы, построенные в известняках, из которых состоят большинство наших пустынных плато), в отличие от песча­ных, без ремонта и ухода могут сохраняться до­вольно долго, так как стенки их не осыпаются.

Соответственно, грунтовый колодец следует признать более перспективным, чем водоналив­ной или накопительный. Хотя большинство во­доналивных колодцев, предназначенных для во­допоя скота, построены недавно, нет никакой гарантии, что в этом сезоне их заполнили водой.

Теперь предположим, что счастье не остави­ло попавшего в беду человека и он отыскал действующий грунтовый колодец. Увы, здесь его поджидает еще одно серьезное испытание. Многие старинные колодцы имеют глубину 100 м и более (самый глубокий колодец в мире на­ходится в Каракумах, его глубина 270 м!). Со­временные колодцы не столь грандиозны, но и их глубина может достигать нескольких Десят­ков метров. И даже наливные колодцы могут уг­лубляться в землю на 5—10 м. И получается, что, с одной стороны, вода рядом, с другой — достать ее практически невозможно.

Однажды, остановившись возле подобного 20-метрового колодца, мы долго спорили, что сделает выползший к нему человек — погибнет от жажды наверху или, измученный жарой, бро­сится вниз, предпочтя замерзнуть или захлеб­нуться в воде.

Как можно выйти из такого затруднитель­ного положения? Хорошо, если у пострадавше — ^ го оказалась при себе длинная веревка и какая — Ч нибудь емкость — ведро, котелок, чайник, % консервная банка, на худой конец сапог или бо — Ц тинок. А если их нет?

Ц Тогда можно попытаться сделать веревку из скрученного жгутом медицинского бинта, вы­нутых из ботинка и связанных друг с другом шнурков, в крайнем случае из разорванной на тонкие полосы одежды, одеял, рюкзаков. В ка­кой-то степени заменить веревку могут вылез — Ц шие на поверхность земли длинные (иногда до ^ 3—4 м) корневые отростки пустынных расте — ц ний. Только прежде чем их связывать, необхо — ^ димо все ненадежные (обычно пересушенные) ^ отростки корней обломать.

В качестве емкости под воду можно исполь — : зовать глубокую фуражку, шляпу, резиновый I или полиэтиленовый мешок, клеенчатую сумку, портфель и т. п. Резиновый или полиэтилено — s вый мешок надо предварительно раскрыть с по — < мощью свернутой в кольцо ветки и с любого s края привязать груз (металлическую гайку, ка — ф мень и т. п.), чтобы при погружении в воду ме — ^ шок мог утонуть.

^ В крайнем случае для подъема воды можно

• использовать любой кусок материала или части ; одежды. Для этого их надо периодически опус-

• кать в колодец и после подъема отжимать.

) Воду, поднятую из колодцев, необходимо ки — ^ЛУ пятить! Потому что, во-первых, туда мо­гут попасть грязные паводковые воды, а во-вто­рых, трупы утонувших грызунов и других мелких животных. Кроме того, кипячение быстро устра­няет запах сероводорода, которым «грешат» мно­гие пустынные колодцы.

Переносить воду (кроме традиционных ем­костей — фляг, канистр, ведер и т. п.) можно в обыкновенных воздушных шариках, грелках, резиновых перчатках, сапогах, автомобильных, велосипедных и волейбольных камерах, в обуви, выложенной изнутри целым полиэтиленовым мешком. Чтобы защитить пленку от возможных механических повреждений и опасных динами — ^ ческих нагрузок, полиэтиленовый мешок мож — 362 но поместить внутрь носка или в оторванный от

Запасной рубахи и крепко завязанный с одного г конца рукав. Ф Если попавшему в беду человеку отыскать ф водоисточник не удалось, что чаще всего и слу — ф чается, можно попытаться отрыть колодец. Дело ф это очень сложное, но не безнадежное. Напри — ф мер, в некоторых районах Восточных Караку — ^ мов весной и в первые летние недели вода от Р прошедших дождей, просачиваясь сквозь почву, Ф скапливается очень близко к поверхности земли. Ф Косвенным признаком наличия подпочвен — ф ных вод могут служить ярко-зеленые пятна рас — ф тительности среди голого песка, роение мошек, ф комаров и других насекомых после захода солн — ^ ца. В Средней и Центральной Азии на близость воды указывает тополь разнолистный — невы­сокое стройное деревце, на тонких ветвях кото — і рого одновременно можно увидеть продолгова — : тые, напоминающие ивовые, листья, и обыч — ^ ные, в форме сердечка, как у тополя. Надежным < индикатором влаги может служить дикий арбуз, g По внешнему виду он напоминает обыкновен — < ный арбуз, только меньшего размера и более зе — о леный. о Указывает на подпочвенные воды солодка ^ голая — многолетнее травянистое растение с ; высоким стеблем и кистью фиолетовых цветов. ; Наиболее пышно солодка разрастается в мест­ностях, где пресные грунтовые воды залегают на глубине до 2 м. На водоносные слои, располо­женные на глубине 4—15 м, указывает черный ^ саксаул, причем чем выше деревья (вплоть до ‘ 9— 11 м), чем их больше и чем гуще у них крона, Ф тем ближе к поверхности вода. В отличие от Ф черного саксаула, белый не является указателем ф грунтовых вод. Кроме того, индикатором поч — ф венных вод, расположенных на глубине от 1,5 ф до 10 м, могут служить верблюжья колючка, кус — ф ты тамариска, полыни песчаной, а также обыч — ^ ные влаголюбивые растения, такие, как рогоз, ^ камыш, тростник, лох, полынь и др., встречаю — Ф щиеся в руслах пересохших рек, озер, родни — ф ков. ф Имеет смысл копать колодцы в руслах пере — ф сохших рек, особенно в низинах и под высоки — ф ми, обрывистыми берегами, где вода застаива — ^ ЄТСЯ дольше всего. В горно-пустынной местно — 363

Сти вероятнее всего встретить воду у основания горных плато, под чинками (обрывами) и от — Ч дельно стоящими скалами. Здесь вода может % подходить близко к поверхности почвы, может Ц выпотевать, выступая на поверхности камня ц многочисленными каплями. После прошед — Ь ших дождей вода может скапливаться у осно­вания скал, в расщелинах, по краям галечной осыпи.

Знатоки пустыни утверждают, что существу — Ч ет возможность добыть воду даже в барханной

4 пустыне. Для этого необходимо в ложбине, у Ц подножия бархана, с подветренной стороны Ц (то есть более крутой, обрывистой), выкопать ь. 1,5—3-метровую ямку. При наличии водонос­ных горизонтов уже на глубине 1 —1,5 м должен

• встретиться более темный, влажный песок,

• внешне похожий на морской. Если работу про — х должить, скоро на дне ямы соберется немного

5 грунтовой воды. Считается, что чем выше и ого-

< леннее барханные цепи, чем глубже ложбины iS между ними, тем больше вероятность встретить ® воду (рис. 282).

< Боюсь, после прочтения этих строчек у чи-

< тателя может создаться впечатление, что не так I уж страшен черт, как его малюют, что чуть ли не I в любом месте пустыни достаточно ткнуть в пе­сок лопатой, чтобы из земли потоком хлынула

Ч

Ч ч

Ч живительная влага. Нет, это далеко не так. Уме­ние находить в пустыне воду ценилось во все века, владели им единицы. Имена копателей ко­лодцев почитали в народе не меньше, чем имена

БАРХАН РЫТЬ ЗДЕСЬ

КАК ОТЫСКАТЬ ВОДОИСТОЧНИК В ПУСТЫНЕ

Правящих эмиров, а возможно, и больше. Секре­ты мастерства передавались из поколения в по­коление и за пределы касты обычно не выходи­ли. Многйе из них так и остались вечными сек­ретами.

Поэтому не стоит впадать в ложный опти­мизм. Могу сказать, что, например, из десятка выкопанных нами аварийных колодцев «зарабо­тал» только один.

Кроме того, рытье колодцев — дело очень и очень нелегкое. Чтобы убедиться в этом, можете выйти во двор и в ближайшей детской песочни­це попытаться вырыть ямку. Сложно? Песок по­стоянно съезжает, осыпается в воронку, сводя на нет все усилия. В пустыне то же самое. По­этому лучше всего выбирать грунт не где угодно, а рядом с деревом или кустом. Там грунт более плотный и закреплен разветвленной корневой системой.

Перед тем как приступить к строительству колодца, надо заранее запастись значительным количеством закрепляющей арматуры — ветка­ми кустов, случайными предметами хозяйствен­ного обихода (тканью, автомобильными по­крышками и любым другим мусором). Без них песок или земля будет беспрерывно осыпаться, сводя всю работу строителя на нет. Удобнее все­го в качестве вертикальной арматуры использо­вать уходящие в глубь земли корни растений, вдоль которых колодец и копать. По мере углуб­ления в грунт следует закреплять стенки, опле­тая их вкруговую и крест-накрест ветками.

При отсутствии арматуры и более или менее твердом грунте колодец можно рыть уступами. Для чего вначале выкопать большую яму, глуби­ной до 1,5—2 м, потом, отступив от стенок на 0,5 м, заложить следующую яму, внутри которой следующую и так далее… Таким образом, соору­жая как бы ступенчатую пирамиду наоборот, то есть направленную вершиной не в небо, а в зем­лю, можно докопаться до глубины 10 м и более. Конечно, при таком способе потребуется вы­нуть гораздо больше грунта, но зато и результат будет гарантирован. И, возможно, даже будет стоить меньших усилий, чем постоянное вос­становление беспрерывно осыпающегося узко­го шурфа.

Комментарии закрыты.