24.06.2012. | Автор:

TOC \o "1-3" \h \z В нашей стране насчитывается свыше двух ф

Тысяч растений, полностью или частично при — ф

Годных в пищу. Их суммарный вес исчисляется ф

Сотнями тысяч тонн. А во всем мире подобных, ^

Пригодных в пищу растений существует более ‘

120 ООО разновидностей! Ф

Практически любая географическая зона, ф

Исключая разве плавучие льды Северного Ледо — ф

Витого океана и ледники высокогорья, может ф

Обеспечить человека вегетарианским обедом, ф

Где будет салат, первое, второе, третье блюда, а ^ возможно, и экзотический десерт!

У растений бывают съедобными: корневи­ща, луковицы, стебли, побеги, почки, листья, . цветы, семена, плоды, орехи, шишки и пр. Одни части растений можно употреблять в пищу в сы — ром виде, другие — после тщательного провари — ^ вания, жарки или другой термической обработ — ки, а также сушки, вымачивания и иных спосо — ^ бов. 0 Наибольшей пищевой ценностью обладают g орехи, плоды и клубни. Самые урожайные поч — ^ вы располагаются вблизи водоемов — рек, озер, ; болот. Такие съедобные растения, как камыш, ; рогоз, тростник, нередко стоят сплошной сте — • ной. На поверхности воды плавают кувшинки и водяной орех, почитаемый за лакомство еще древними египтянами. Из предварительно вы — w сушенных и смолотых в муку корневищ многих ф водных растений можно выпекать хлебные ле — ф пешки и варить каши-толкушки. ф Съедобные части деревьев. Пригодны в пищу ^ не только травянистые растения, но даже дере — ^ вья! Нет, это не значит, что в глубинах тайги Ф растет мало кому известное колбасное дерево, ф которое, срубив, можно нарезать на кружки, как ф обыкновенную докторскую колбасу. Нет, ко — ф нечно. Съедобны не. сами деревья, а их отдель — ф ные составные части, и то не в любое время года. \ Например, шишки, желуди или заболонь — ^ тонкая, прилегающая к стволу молодая кора. Ф Сосна может предложить к столу пять год — ф ных в пищу частей: нераспустившиеся цветоч — ф ные почки, молодые побеги, заболонь, шишки м и, в, качестве витаминного напитка, хвою. 147

У березы, кроме заболони и сока, можно употреблять почки и молодые листья, которые содержат до 23% белковых веществ и 12% жира.

Почти полностью съедобна карликовая по­лярная ива\ Этот кустарник высотой не более 60 см часто встречается в тундре. Растет она груп­пами, иногда сплошь покрывая землю. У поляр­ной ивы ранней весной употребляются в пищу внутренние части молодых, освобожденных от коры побегов. Их можно есть даже в сыром виде! Кроме того, съедобны молодые листья, которые в 7—10 раз богаче витамином С, чем апельсины. Цветущие «сережки». Молодые, очищенные от земли корешки. И даже освобож­денные от коры, хорошо отваренные и размоло­тые стволы (рис. 77)1

К съедобным де­ревьям можно отнести дуб {рис. 78). Желудем дуба издревле спаса­лись от голода жители Европы. Собирали же­луди в конце сентября или сразу после пер­вых заморозков. Сы­рые желуди в пищу не пригодны из-за оби­лия в них дубильных веществ. Поэтому их очищали от кожуры, разрезали на четыре части и заливали водой, вымачивая в течение двух суток, меняя воду три раза в день для устранения горького привкуса. Затем снова заливали водой в пропорции две части воды на одну часть желудей и доводили до кипения. Сваренные желуди рассыпали тонким слоем на открытом воздухе на деревянном про­тивне для предварительной просушки, а затем досушивали в печи или на плите, пока желуди не начинали похрустывать, как сухари. После этого их толкли или размалывали. При этом крупа грубого помола шла на каши, а мука — для выпечки лепешек.

Процитирую несколько старинных рецептов кушаний, приготовленных из деревьев.

* % *

СЪЕДОБНЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Рис. 77

* *

Ь.

148

«Далее приготовляется сушеная рыбья икра, которая предназначается, главным образом, для мужчин, отправляющихся в лес для добычи ди-

СЪЕДОБНЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Рис. 78 ф

Ких зверей. Имея при себе один-единственный ф фунт этой сушеной икры, камчадал обеспечен * провиантом на целый месяц, ибо когда ему хо­чется поесть, он срезает кору березы (а они рас­тут здесь везде во множестве), снимает верхнюю • мягкую кору, а твердую ее часть, прилегающую • ближе всего к стволу дерева, намазывает не — • большим количеством взятой с собой рыбьей < икры, а затем поедает ее, как сухарь или как бу — о терброд, что и составляет всю его пищу». э «Корка (березы) в большом употреблении, 0 ибо жители, оскобля у сырого дерева корку, ру — В бят оную топориками, как лапшу, мелко и едят с сушеной икрою с таким удовольствием, что в I зимнее время не найти камчатского острожка, в I котором бы бабы не сидели около березового сырого кряжа и не крошили объявленной лап­ши каменными или костяными топориками своими». ^ «Сушеная заболонь лиственницы или ели, Ф свернутая в трубку и высушенная, не только в ф Сибири, но и в России до Хлынова и до Вятки в ф голодные годы идет в пищу». ф «Чукчи из листьев и молодых побегов ИВЫ J приготовляли одно из любимых блюд, запасали Г впрок. Ивой набивали мешки из тюленьих Ф шкур, и это подобие силоса оставляли киснуть в ф течение всего лета. Поздней осенью такая кис — ф лая масса замерзала и в последующие месяцы ее ф резали ломтями и ели, как хлеб». ф Надеюсь, приведенные строки убедили ^ скептиков, что деревья можно использовать не Ф только в качестве дров или строительного мате — Ф риала, но и подавать к столу! ф

Наиболее питательна и вкусна заболонь

(иногда ее неправильно называют лыком) вес — 149

Ной, в период соковыделения и интенсивного роста дерева. Хотя, в принципе, ее можно ис­пользовать в гастрономических целях и летом и осенью. Некоторые источники утверждают: се­верные народы в сильный голод употребляли в пищу в качестве добавки к другим продуктам и зимнюю заболонь. Хотя, наверное, в это время года она уже мало отличается Ът верхней корки Но, как говорится, голод — не тетка, тут уже не до гурманства.

Более того, я читал исторические хроники, где говорилось о поедании коры вообще, хотя принято считать, что верхняя кора деревьев, из-за слишком обильного содержания дубиль­ных веществ, в пищу не пригодна. Разобраться в этом сложно. Наверное, все зависит от степени голода. Я в своей жизни тоже едал много такого, что, считал, есть нельзя в принципе.

Академик Лихачев в одном интервью рас­сказывал, что в блокадном Ленинграде умираю­щие от голода люди ели древесные опилки (!), для чего бросали их в воду, где дерево, находясь в течение долгого времени, начинало бродить. Эту перебродившую, вонючую, но дающую бел­ки кашеобразную массу они и ели.

При заготовке заболони ее лучше всего сни­мать у основания ствола или даже с вылезших на поверхность земли толстых корней, где она наиболее питательна и сочна.

Способы добычи заболони бывают различ­ными.

Самый простой — это сделать ножом или топором на стволе два глубоких круговых гори­зонтальных надреза и два соединяющих их вер­тикальных. Снять верхнюю кору, поддев ее с од­ной стороны ножом. Если она поддается плохо, можно использовать небольшие деревянные клинышки, вбиваемые между стволом и корой (рис. 79).

В принципе, заболонь можно есть в сыром виде — вкус у нее сладковатый, конечно, не без «деревянного» привкуса. Значительно улучшает ее вкусовые качества продолжительная варка. Заболонь, опущенная в кипящую воду, посте­пенно размокает, разбухает и превращается в единородную желатиновую массу, которую, слегка остудив, и следует есть.

Если эту «кашу» высушить на камнях, рас­каленных на костре, или другой импровизиро-

СЪЕДОБНЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Рис. 79

Ванной сковородке, то полученную муку можно использовать для выпечки хлебных лепешек.

Наиболее питательной считается вторичная кора у березы, ивы, клена, сосны, осины, листвен­ницы, ели, тополя. Кстати, у всех перечисленных деревьев, кроме лиственницы, съедобны почки и молодые побеги в сыром, но лучше в прова­ренном виде.

Питательны натеки испарившегося и загус­тевшего на стволах сока, напоминающего жева­тельную резинку.

Природа щедро предоставляет множество съедобных трав, кореньев, клубней, ягод, гри­бов. Готовясь к путешествию, полезно ознако­миться с флорой тех широт, куда вы собирае­тесь, и к уже известным вам съедобным расте­ниям прибавить целый ряд других. Очень важно знать не только, что можно есть, но и какие рас­тения есть категорически нельзя:

Смертельно опасных ядовитых растений много меньше, чем съедобных, и, значит, за­помнить их проще. Потому что, зная ядовитые растения «в лицо», можно с меньшим риском для здоровья дегустировать встретившиеся на пути неизвестные, но кажущиеся съедобными растения. В общем, потому, что знать ядовитые растения даже важнее, чем уметь отыскать год­ные в пищу.

Комментарии закрыты.