Эта фраза принята в радиоразговоре. Абонент, находящийся, возможно, на большом удалении, должен ответить: «Вас понял! Прием!» Этим он подтверждает, что понял текст и свое дальнейшее поведение будет соотносить с полученной информацией.
Почему мы здесь завели речь о радиоразговорах? Да потому, что по мнению ряда ученых живые организмы — от бактерий до высших позвоночных — обмениваются информацией посредством радиоволн, т. е. электромагнитных полей (но с частотой более высокой, чем волны используемого в радиотехнике диапазона). Прямых экспериментальных доказательств на этот счет пока что нет, но для объяснения всей совокупности имеющихся фактов предлагают воспользоваться именно этой гипотезой. Статьи, которые сейчас печатают серьезные академические журналы, несколько лет тому назад были бы уместны лишь в сборниках научной фантастики. Расскажем об этой удивительной гипотезе чуть подробнее.
Считают, что в живых организмах есть органы связи и управления. (В отношении млекопитающих это не вызывает сомнения, но применительно к простейшим — выглядит смело.) Если начинают изменяться условия жизнедеятельности всего организма, то начинают перестраиваться органы связи и управления. Связь осуществляется электромагнитным полем такой частоты, где в природе меньше помех — 5- Ю’2 Гц. Высокая частота позволяет передавать большой объем информации.
Получив информацию по каналу связи, орган управления таким же путем подает команду «вниз», т. е. отдает распоряжения, как вести себя в новых, изменившихся условиях. Эта административно-командная система не свободна от бюрократизма: решения принимаются не сразу, а после неоднократных сигналов «снизу». На слабые и редкие сигналы «верх» не реагирует, вследствие чего система в целом обладает определенной устойчивостью, и это позволяет ей выдерживать некоторые изменения внешних условий без серьезных перемен в самой системе. Но если сигналы сильные, частые, связанные, например, с повреждением организма, болезнью и т. п., то «верх» начинает на них реагировать. Он отдает команды всем системам организма о перестройке в новых условиях функционирования.
Эта фантастическая на первый взгляд гипотеза позволяет объяснить, почему, действуя на организм электромагнитными полями миллиметрового диапазона, можно подготовить его по отношению к последующим опасным воздействиям. Подготовленные (лучше сказать — предупрежденные) организмы легче переносят и травмы, и болезни. Например, мыши после сеанса облучения электромагнитным полем переносят действие рентгеновского облучения в дозах, которые обычно для них губительны. В чем причина такой тренировки? Органы управления («верх») по ошибке принимают внешние сигналы за свои (т. е. сигналы «снизу») и дают соответствующие команды. Таким образом, электромагнитное поле выполняет функцию носителя информации о биологических процессах. Принято говорить, что поле несет биоинформационную функцию.
Конечно, млекопитающие — существа с высокой организацией, для них реакция тренировки может быть объяснена и так, и как-либо по-другому. Но что сказать об обособленных клетках, которые в массе других клеток способны находить себе подобные? Так, эритроциты животных одного вида, помещенные в смесь других эритроцитов, распознают друг друга: они притягиваются, соединяются мостиками. Как они обмениваются информацией? Ведь у эритроцитов нет ни глаз, ни ушей…
Лягушка обладает явно выраженными органами чувств. Поставим вопрос применительно к лягушке: как передается у нее возбуждение от одного нерва к другому? Сформулируем этот вопрос еще четче: каким образом информация от конечности лягушки достигает ее головы? В 1939 г. Б. В. Краюхин установил, что при механическом раздражении одиночного нервного волокна лягушки возникает электромагнитное поле: в индукционной катушке, расположенной рядом с нервом, появлялся ток. Тут уместно вспомнить Л. Гальвани, который в 1791 г. обнаружил сокращение нерва лягушки при прикосновении металлического предмета. Тогда, 200 лет тому назад, Гальвани объяснил этот феномен «животным» электричеством. Потом было доказано, что никакого животного электричества нет. Теперь мы должны признать, что Гальвани, пожалуй, был довольно близок к истине.
Согласно законам электродинамики, переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле, а то, в свою очередь,— переменное электрическое поле. Если эффекта магнитной обработки можно достичь при использовании переменного магнитного поля, это значит, что одновременно будет воздействовать и переменное электрическое поле. В зависимости от способа воздействия электрическая составляющая может быть относительно большой или относительно малой, то же самое можно сказать и о магнитной составляющей.
Д. Коэн обнаружил, что в области брюшной полости человека, после того как он выпьет холодной воды, возникает постоянное магнитное поле с индукцией 2-ю-‘0 и постепенно убывает до нуля (точнее, до порога чувствительности измерительного прибора) в течение часа. Если испытуемый не только пил, но и ел, то поле сохраняется дольше: через час индукция составляет 0,8-Ю-10 Тл. Если испытуемый голодал в течение трех суток, то приборы совсем не показывают постоянного поля, а фиксируют только слабое переменное электромагнитное поле с частотой 0,05 Гц. Полученные экспериментальные факты позволяют думать о возможности создания нового метода диагностики — гастромагнетизма.
Электромагнитное поле создается и человеческим мозгом. Вот если бы удалось расшифровать сигналы этого поля! Тогда возникла бы заманчивая перспектива по созданию прибора для улавливания человеческих мыслей. Если бы подобным прибором обладал Д’Ар- таньян, он бы наперед знал о всех кознях кардинала Ришелье. Такой прибор был бы крайне полезен дипломатам, разведчикам, контрразведчикам и т. д. Сообщения о научно-исследовательских работах, проводимых в этом направлении, время от времени появляются в печати. В газете «Труд» от 12 марта 1980 г. была помещена статья о работах такого рода, ведущихся в Ленинграде.
А еще заманчивее научиться влиять на мысли человека! Правда, эти направления работ вступают в противоречие с этическими нормами, однако не исключено, что где-то подобные исследования ведутся. Зато нет противоречия с законами электродинамики: поле внешнее складывается с полем внутренним, результат сложения (суперпозицию) двух полей можно рассчитать теоретически. Слабое внешнее поле будет стимулировать усиление поля собственного. Вспомним мышь, которую сигналами электромагнитного, поля предупреждали о грозящей опасности рентгеновского облучения. Методы использования электромагнитных полей в лечебных целях фактически сводятся к стимулированию защитных реакций организма. А в основе лежит создание внешнего сигнала, который система управления принимает за свой.
Чтобы организм принял внешний сигнал за свой, этот сигнал должен быть таким же слабым, как и внутренний. Если же внешний сигнал слишком сильный, то результатом суперпозиции полей станет расстройство и выход из строя всей системы информации и управления организма. Приведем несколько примеров.
Вот какое сообщение было сделано на одной из конференций по биологическому действию магнитных полей. Несколько человек подвергали сеансу гипноза, им внушали, что они видят своих родных или близких. Лица пациентов, находящихся в гипнотическом сне, выражали игру чувств. Но тут к затылку подносили магнит—лица пациентов сразу же становились безучастными. Была и контрольная группа, к ним не подносили магнит. После завершения сеанса гипноза пациенты первой группы жаловались на головную боль, а в контрольной группе жалоб не было.
Работающий радиопередатчик искажает геомагнитное поле. Стая птиц, пролетающих мимо, обязательно распадается вблизи передатчика, но затем — вдали от него — вновь собирается вместе и летит в прежнем направлении. В домах вблизи телецентров нет мышей и крыс — они тоже не любят столь сильных помех.
Сильные изменения магнитных полей возникают в самолетах, с большой скоростью пересекающих геомагнитное поле. Если в самолетах имеются массивные ферромагнитные предметы, например пулемет, пушка, возмущения поля будут вихревыми. Лица, обслуживающие это оружие, подвергаются особенно интенсивному воздействию, угнетающему организм. А оно еще усиливается от радиопомех, создаваемых противником. И вот уже в печати появляются сообщения, что на самолетах ВВС США устанавливают специальные защитные устройства для уменьшения чувства усталости летчиков и стрелков. Такая защита, конечно, полезна и гражданским летчикам.