Мы говорили уже, что в химических реакциях окисления-восстановления каждый единичный акт перемещения электрона сопровождается возникновением магнитного поля. В человеческом организме ежесекундно происходит до 109 единичных реакций окисления — восстановления, возникают магнитные поля, которые складываются. Каков результат такого сложения?
Если бы магнитные поля располагались совершенно хаотично, результат сложения (суперпозиции) был бы равен нулю, и мы никаким способом не смогли бы зафиксировать магнитные поля человека. Очень долго не удавалось опытным путем измерить эти поля, ибо они были ниже уровня помех. Только после того, как была создана измерительная аппаратура с очень высокой чувствительностью (до Ю-‘4 Тл), эти измерения стали осуществимы. Недавно было установлено (Ю. А. Холодов), что работа головного мозга создает магнитное поле с индукцией і0 12 Тл, движение глаз — Ю-‘1 Тл, работа сердца — 10~’° Тл.
Запись магнитного поля сердца дает кривую, подобную электрокардиограмме. У магнитокардиографии есть ряд преимуществ перед электрокардиографией, ибо магнитный способ бесконтактен (что важно при ожогах) и пассивен (не влияет на исследуемый организм). Пассивность магнитометрических измерений делает их перспективными, например при изучении развития плода, когда какое-либо воздействие недопустимо.
Магнитные поля различных органов — разные, поле больного органа отличается от поля здорового. Информация, которую доставляет магнитное поле, используется — наряду с другими объективными показателями — в диагностических целях.
Наличие экспериментально фиксируемого магнитного поля свидетельствует о самосогласованности происходящих в организме реакций. Введен специальный термин — молекулярные констелляции. Образ констелляции дает массовое движение больших групп людей, например, на физкультурных праздниках. Каждый участник такого представления действует самостоятельно, некоторые сбиваются, двигаются не в такт с большинством, кто-то вообще стоит на месте, но в целом движение представляется организованным и целенаправленным.
На мелких организмах такую организованность заметить легче, чем на больших. Специальные наблюдения за бактериями показали, что они двигаются по силовым линиям магнитного поля. Есть бактерии «юг-ищущие», есть «север-ищущие». Количество таких магнитотактических бактерий достигает 1000 шт. в 1 см3 воды. Их можно выделить, поместив в воду подковообразный магнит: тогда возле северного полюса магнита сконцентрируются «север-ищущие» бактерии, а возле южного полюса — «юг-ищущие». Выделив один вид, поместим его в гипомагнитную камеру,— через несколько часов часть бактерий начнет изменять свою полярность, и вскоре в пробе окажется одинаковое число «север-ищущих» и «юг-ищущих». Эти опыты, выполненные Р. Блэкмором, наглядно показывают, как организм реагирует на изменение магнитного поля.
По направлениям магнитных силовых линий движутся рыбы, улитки, черви, насекомые. Поднося к испытательной камере магнит, изменяли картину силовых линий поля и наблюдали изменение движения исследуемых живых существ. Следовательно, эти существа сами являются живыми магнитами.
Термиты в обычных условиях геомагнитного поля предпочитают сидеть ориентированно в направлении запад — восток. В гипомагнитной камере термиты располагаются хаотично. Птицы, даже находясь в клетке, также сидят, ориентируясь осенью к югу, весной — к северу (овсянки). Поднесем к клетке магнит —и птичка начнет поворачиваться.
Большое количество опытов было выполнено с голубями. Известно,- что голуби всегда легко находят дорогу домой, даже если их увезти далеко от дома. С давних пор использовали голубей для доставки почты, прикрепляя к их лапкам письма. А что будет, если прикрепить магнит? Собьется ли голубь с пути? Результаты таких опытов были противоречивы до тех пор, пока не удалось установить, что у голубей есть два вида ориентации — по магнитному полю и по Солнцу. Голуби, выращенные в затемненном помещении и не знакомые с ходом Солнца по небосклону, сбивались с пути, если к их лапкам прикрепляли магнит.
Оказалось, что у голубя в мышцах шеи и головы есть частички магнетита, которые переплетены нервными волокнами, это и есть рецепторы магнитного поля. Частички магнетита обнаружены у насекомых, рыб, дельфина, а также у человека (в надпочечниках и костях носа).
Магнетит не является единственным ферромагнитным материалом в живом организме. Один из видов белка — ферритин, он содержится в органах (печени, селезенке) и тканях растений и животных. В і дм плазмы крови здорового человека содержится 35 мг ферритина. При некоторых условиях железо высвобождается из ферритина, и тогда эти частицы непосредственно реагируют на внешнее магнитное поле.
Вероятно, живые организмы содержат и органические ферромагнитные вещества.
Некоторым растениям присуще явление магнито — тропизма, природа которого не выяснена окончательно. Если семена пшеницы посадить с ориентацией на юг, то и стебли, и корни вырастут на 25 % быстрее, чем при ориентации на север. А если рядом поместить постоянный магнит, то его южный полюс станет блокировать рост корней (вспомним, что южный магнитный полюс Земли находится на севере). Северный полюс, наоборот, будет способствовать лучшему росту.
Специально выполненными исследованиями было установлено, что зерна пшеницы обладают собственным магнитным полем, которое оценивается в 10~7 Тл. Прорастающие корни испытывают действие двух полей —самого зерна и поля Земли. По мере роста корня и удаления центра его тяжести от зерна, начинает преобладать геомагнитное поле. Все это обусловливает своеобразное «закручивание» корней.
Интересны опыты с кукурузой: располагая семена зародышем на север, получали больше женских цветов, на юг — больше мужских. Аналогично действие геомагнитного поля на насекомых. Если мух-дрозофил вынуждали откладывать яйца так, чтобы зародыши были ориентированы на север, то из них появлялись преимущественно самцы, а если на юг — самки.