24.06.2012. | Автор:

Последняя составляющая аварийного ори­ентирования — оценка расстояний. На практи — >s ке определение расстояний обычно использует — q ся для глазомерной или инструментальной

< оценки расстояния, которое предстоит преодо-

< леть, и подсчета уже пройденного за час, за су-

• тки, за неделю расстояния.

• Ив том и в другом случае у человека, выну­жденного это делать впервые, оценки бывают

^ очень субъективны. Например, при определе — Ц нии расстояния до ориентира «на глазок» нетре — Ц нированный человек при удаленности от объек — Ь та на 0,5 км может ошибиться на 10%, от 2 до 4 км — до 20%, свыше 4 км ошибка может дости­гать 50% и более.

Ошибки в оценке пройденного расстояния прямо пропорциональны усталости, весу пере — Ц носимого груза, рельефу местности, психологи — Ц ческому состоянию потерпевших. Понятно, что Ь измученному, голодному человеку каждый ки­лометр дается как два или три, пройденных в нормальном состоянии, и примерно так же оце — нивается. Длина километра в гору представляет — Ч ся много больше точно такого же километра, но Ц пройденного под гору. Любой трудный участок Ц местности — болото, завал, а также непогода — к — дождь, метель, сильный встречный ветер — ве — 68 дут к непроизвольному завышению оценки расстояний. Вообще замечено, что в аварийной си — ^ туации обычно ошибаются в большую сторону — Ф завышают пройденное расстояние, и почти ни — ф когда — в меньшую. ф Само по себе это не страшно, если бы не ф влияло на прокладку маршрута. Ошибка в рас — л четах ведет к тому, что человек изменяет курс J раньше, чем достигнет точки поворота, и тем Ф лишь усугубляет свое положение, или начинает Ф метаться из стороны в сторону, не достигнув в ф предполагаемый срок населенного пункта. ф Поэтому в аварийной ситуации желательно ф постоянно вести учет пройденного расстояния, л Для этого надо знать несколько простейших ^ цифр. Так, например, длина шага подростка в среднем составляет 0,5—0,6 м, взрослого чело­века — 0,75—0,8 м (рис. 30). По ровной дороге. ^ человек проходит в час примерно столько кило — • метров, сколько делает шагов в три секунды • (при длине шага 0,8 м). Но для определения ^ пройденного расстояния данным способом ^ нужно как минимум иметь секундомер, да и 2 точность его не очень велика. ®

ОЦЕНКА РАССТОЯНИЙ

4 Более точные цифры получаются при под — ^ счете пройденных шагов! Удобней всего считать t шаги парами или тройками. К примеру, для че — ^ ловека среднего роста, идущего по утоптанной ^ тропе, 60—62 парных шага соответствуют 100 м пути. Натренированный человек, идущий по ровной местности, может измерять пройденный путь с погрешностью, не превышающей 2—4%. N Конечно, надежней всего провести эталон — t ный замер, то есть узнать, сколько пар или ^ троек шагов вмещается в 100 м. Это позволит ^ проводить замер более точно. При отсутствии мерительных инструментов длину парного шага можно определить по эмпирической формуле:

Двойной шаг = 2 (Р/4 + 37),

; где: Р — рост человека, с. м; ; 4 и 37 — постоянные числа, г

S При подсчете расстояния во время движе — < ния каждую сотню метров или сотню парных (тройных) шагов надо отмечать записью или пе­рекладыванием каких-либо мелких предме — ^ тов — веток, спичек, маленьких камешков — из одного кармана в другой.

Надо помнить также, что длина шага меня — ется в зависимости от мягкости грунта и релье — I фа местности. Например, при подъеме она за­метно уменьшается (чем круче склон, тем коро — ^ че шаг) и, наоборот, при спуске увеличивается. * На ровной местности шаги почти одинаковы. Ц Что касается определения расстояний до Ц удаленного ориентира, то для облегчения задачи Ц надо разбить его мысленно на несколько из — ^ вестных, например, стометровых отрезков и ^ суммировать их.

2 Или рассматривать объект одновременно Ц нескольким наблюдателям. Результаты наблю — Ц дений надо сложить и разделить на количество Ц наблюдателей, то есть получить усредненную Ь величину.

При этом следует помнить, что предметы кажутся ближе, чем есть на самом деле: в ясный солнечный день, при прямом освещении, на Ц восходе солнца, при наблюдении лежа, если ^ смотреть на объект через открытые, особенно водные пространства, долины, при наблюдении 70 снизу вверх, например, от подножия возвышенности к вершине. Ярко освещенные предметы и крупные (большие строения, группы деревьев и пр.) кажутся ближе слабоосвещенных и мелких. Точно так же визуально приближаются предме­ты, находящиеся на ровном месте, в сравнении с предметами, расположенными на неровной, холмистой поверхности.

И наоборот, объекты «удаляются» от наблю­дателя: в пасмурные дни, дождь, туман, сумер­ки, при наблюдении против света и на закате солнца, при наблюдении сверху вниз, от верши­ны к подножию. Предметы темных цветов (си­ние, серые, черные, коричневые) кажутся даль­ше, чем яркие (белые, желтые, красные).

Кроме того, существуют другие, более слож­ные способы оценки расстояний, о которых можно прочитать в специальной литературе.

В большинстве своем приемы аварийного ориентирования универсальны для всех клима — тогеографических зон. Но существуют и неко­торые отличия.

Например, в горах из-за сложного рельефа местности, обилия крутых склонов и глубоких ущелий и т. п. надо с осторожностью применять способы, основанные на развитии и росте рас­тений в зависимости от их освещенности — гус­тоте травяного покрова, наличии грибов, созре­вании ягод и т. п. Кроме того, ошибочным мо­жет оказаться ориентирование по виду коры, выростам мха на стволах, по расположению и конфигурации муравейников и т. п. Все эти способы наиболее действенны на равнинной местности, в редколесье.

Большие погрешности в горах южных ре­гионов страны в летний период времени дает способ определения сторон света с помощью солнца и часов.

Очень сложно в горной местности опреде­лять расстояния «на глаз». Точно так же затруд­нено определение расстояний с помощью под­счета шагов, так как величина шага значительно варьируется в ту или иную сторону, в зависимо­сти от крутизны склона и вида почвы.

В горной местности нужно осторожно отно­ситься к показанию компаса. В горах могут встречаться участки с сильно выраженными ме­стными магнитными аномалиями, вызванными присутствием металлосодержащих пород. По^ этому следует периодически проверять показа — ^ ния компаса с помощью наиболее надежных ас — Ц трономических способов ориентировки (по По — ^ лярной звезде, полуденной тени). Ц С другой стороны, в горах существуют спе­цифические, применимые только там, способы аварийной ориентировки. Например, направле — ние на север можно приблизительно определить ^ по внешнему виду горных склонов. Так, если на Ц одном склоне густо растет дуб, а на другом — Ц бук, то первый почти всегда обращен к югу, вто — ц рой — к северу. Дуб и сосна чаще покрывают южные склоны, ель, пихта — северные. Иначе говоря, тепло — и светолюбивые деревья тяготе­ют к склонам, обращенным к югу, холодостой — кие — к северным. Лес и луга по южным скло-

• нам поднимаются выше, чем по северным (рис.

• 31). Южные склоны бывают суше северных, они

• менее задернованы и сильнее подвержены про — ^ цессам размыва.

N

N

^ В целом аварийное ориентирование в горах s сводится к спуску из зон высоко — и среднегорья >s в предгорья, к выходу к гарантированно узна — а ваемым площадным ориентирам (озерам, доли — ^ нам, плато), линейным (дорогам, тропам, рекам < и пр.) и точечным (обычно образованным слия — j нием площадны^ и линейных ориентиров, а I также отдельным маркировочным турам, базам, лагерям).

В лесотундровой и тундровой зонах при не­возможности наблюдения небесных светил можно ориентироваться по расположению ве­ток и общему наклону стволов «флажковых» деревьев. Для этого надо заранее узнать у местного населения направление господствующих вет­ров. Например, если для данной местности ха­рактерны реверные ветра, наклон деревьев и преобладание веток на стволах будут указывать на юг. Очень многие северные народности в со­вершенстве умеют владеть ветровым компасом. В подтверждение процитирую все того же Г. А. Федосеева, рассказывающего о своем сле­пом (!) проводнике Улукиткане:

«Мы перешли небольшое болото и снова по­грузились в густой смешанный лес. Опять не ос­талось ориентиров. Чувствую, что иду не туда. Случайно на глаза попалось гнездо белки, и я сейчас же сообщил об этом старику.

— Проверь по нему, ладно ли мы идем, — сказал он.

— А как проверить?

— Вход в гайно всегда за ветром, а ветер тут зимою идет с запада…

Я, оказывается, вел караван в обратном на­правлении…»

Кроме того, на Крайнем Севере облегчить ориентирование могут конфигурация и распо­ложение на поверхности снега застругов и наду­вов. Надо лишь в начале пути с помощью ком­паса уточнить их направление относительно магнитного полюса. Например, как утверждают знатоки, в центральном полярном бассейне, где преобладают южные ветры, крутая, обрывистая сторона надува указывает направление на север, более пологая, наветренная — на юг. На аркти­ческих островах, где чаще дуют восточные вет­ры, — обрывистая, подветренная сторона раз­вернута к западу. Но в целом «ветровым» приме­там доверяться надо с большой осторожностью и пользоваться только в крайнем случае.

Летом в тундре помочь сориентироваться могут растения. К примеру, возле болотных ко­чек с южной стороны, которая лучше прогрева­ется солнцем, ягоды брусники, черники, мо­рошки, голубики, клюквы и пр. поспевают раньше, чем на северной стороне. Лишайники (мхи), относящиеся к роду кладония (иногда их называют ягелем или оленьим мхом), бывают с северной стороны более темными. Если идти на север, светло-серая поверхность мохового (ли­шайникового) покрова будет иметь заметный

Темный налет; двигаясь в противоположную сторону, человек этого налета не увидит. % Точно так же, как в горах, в тундре надо Ц контролировать показания магнитных компасов ц с помощью астрономических способов ориен­тирования, так как в высоких широтах аномаль­ные магнитные склонения могут достигать зна­чительных (до нескольких десятков градусов) величин.

4 В степи и пустыне, благодаря малооблач — ^ ной, сухой погоде, наиболее применимы астро — ц номические способы аварийного ориентирова­ния. Можно также ориентироваться по внешне­му виду и расположению волн барханов, обычно формируемых господствующими для данной местности ветрами. Так, в некоторых южных. пустынях бывшего Советского Союза летом на-

• ветренные, пологие склоны барханов обычно

• обращены на север, а крутые, осыпающиеся — ^ на юг, так как в это время года более часты се — ^ верные ветры. Зимой, наоборот, пологие скло — х ны барханных цепей обращены к югу, а кру — >s тые — на север, потому что зимой преобладают о. южные ветры. Но безоговорочно этой примете ^ лучше не доверять и по возможности проверить < ее с помощью компаса или астрономических

• наблюдений.

• В южных степях широко распространено двухлетнее травянистое растение латук (или ди — кий салат), листья которого на стебле обращены

4 плоскостями на запад и восток, а ребрами — на Ц север и юг. Для наблюдения следует выбирать ц растения, растущие на сухом, открытом, незате-

Ненном месте. У латука, растущего во влажных, затененных местах, листья на стебле располага — ются произвольно, во все стороны (рис. 32).

5 Во многих районах страны существуют свои, 4 уникальные для данной местности, приемы ава — Ц рийного ориентирования. Например, на Юж — ц ном Урале, в зоне лесостепи, южные склоны гор Ь каменистые, заросшие травой, северные — по — ^ крыты редким березовым лесом. На некоторых J северных реках камни на берегах с северной Ч стороны густо обрастают мхом. На юге Примор — Ч ского края бархатное дерево встречается исклю — Ц чительно на северных склонах гор, дуб — на ь. южных и т. п. Перед походом желательно поин — 74 тересоваться у населения местными приметами.

ОЦЕНКА РАССТОЯНИЙ

Рис. 32

В случае аварии это может значительно облег­чить ориентировку.

В море, большом озере основной задачей аварийного ориентирования является поиск ближайшей к месту аварии суши. Для этого надо восстановить по памяти карту местности, с помощью астрономических наблюдений опре­делить стороны света и, вычислив курс, дви­гаться к берегу. При прокладке курса необходи­мо учитывать силу и направление ветра, тече­ний, береговой рельеф в месте предполагаемой высадки.

Из множества примет, говорящих о близо­сти земли, здесь я упомяну только одну, но уни­версальную, пригодную почти для всех морей и океанов. Если в море над горизонтом недвижи­мо застыли тучи или отдельное облако, значит, почти наверняка там располагается суша. В тро­пических зонах океана чуть не каждый остров имеет свое персональное маленькое облачко.

Заключить эту главу я хочу «крамольным» советом.

Признаюсь: все здесь написанное — все ре­комендации, все приемы аварийного ориенти­рования не стоят одного: простейшего учениче­ского компаса! Не «перетягивают» они его! А по­тому, если вам предстоит отправиться в лес, степь, горы или просто на воскресную прогулку в пригородную рощу, не поленитесь, прихвати­те его с собой. Компас легок, поместится в лю­бом кармане, а польза от него в аварийной си­туации превеликая!

Удобнее всего жидкостный компас. Он на­дежен, неприхотлив в обращении, не боится хо­лода, занимает мало места, погруженная в жид­кость стрелка успокаивается гораздо быстрее, чем у его «воздушных» собратьев. Человеку, у которого есть компас или хотя бы магнитная стрелка от компаса, на вопрос: «В какой же сто­роне находится этот проклятый север?» — отве­тить будет несравнимо легче! И не придется ползать на четвереньках под деревьями и под камнями, выискивая мох да лишайник.

Прочтите эту главу, пойдите и купите ком­пас. Или даже не читайте, а компас все равно купите! Очень советую!

Комментарии закрыты.