31.07.2015. | Автор:

Важным туристическим магнитом был и остается город Санкт-Петербург (1914—1924 — Петроград, в 1924— 1991 гг. — Ленинград) — плод труда царя Петра I, его по­томков, большого числа соотечественников.

Петр I (1672— 1725, царствовал с 1682, пра­вил с 1689у император с 1721), не только ос­новал г. Санкт-Петербург, но и сделал его столицей Рос­сииу превратил в один из самых красивых городов нашей страны и мира. Вне сомнений, Петр I был выдающимся го­сударственным деятелеМу а его человеческие достоинства были куда более скромными (а в ряде случаев — спорными и даже сомнительными). Тем не менее он сделал чрезвычай­но много для развития России, упрочения ее позиций на ми­ровой аренеу приобщения страны к достижениям научно­технического прогресса и культуры. Вполне заслуженно Петр I получил почетный титул «Великий».

Петр I провел реформы государственного управления, результативно способствовал развитию национальной промышленностиу торговле транспортной и деловой ин­фраструктуры. Он проявил себя как полководец, возглавлял армию в Азовских походах 1695—1696 гг. у Северной войне 1700—1721 гг., Прутском походе 1711 г., Персидском по-

image137

Император Петр I. Гравюра XVIII в.

ходе 1722— 1723 гг. и др.; участвовал и отчасти командо­вал войсками при взятии Нотебурга (Шлиссельбурга) в 1702 г., в сражениях при д. Аесная в 1708 г. и под Полтавой в 1709 г. Петр I руководил постройкой русского флота и созданием русской регулярной армии. По его инициативе были открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и другие нововведения в сфере образования. Но все реформы царь Петр I проводил очень жестоко у путем крайнего напряжения всех российских ма­териальных и людских силу усилил угнетение народа (ввел подушную подать и др. меры)у что вызвало восстания (Стрелецкое 1698 г., Астраханское 1705—1706 гг., Була — винское 1707—1709 гг. и др.), беспощадно подавленные его

правительством. Петр I неразумно отменил патриарше­ство в России (введенное в 1589 г.), подчинил Русскую Пра­вославную Церковь государству, в 1721г. был учрежден Свя­тейший синод — государственное учреждение для управле­ния церковными делами, в 1722 г. издал Указ, обязывающий священнослужителей доносить властям о каждом случае выявления на исповеди бунтарских и других неугодных царю мыслей, т. е. нарушил святое православное правило тайны исповеди, позволил себе и некоторые другие не вызывающие одобрения управленческие решения.

Царь Петр I, вне сомнения, был неординарной личнос­тью, ярким преобразователем России, ее значимым рефор­матором, однако он (и не только он) не понимал, что в огромной России с ее многовековой евразийской социальной психологией нельзя что-либо менять чрезмерно решитель­но и быстро. Правило «лес рубят — гцепки летят» в усло­виях государственных преобразований в России всегда име­ло и имеет слишком тяжелые негативные последствия. Спешка и редчайшая жестокость в достижении и упроче­нии власти, а также недостаточная обоснованность, не полная разумная обдуманность в процессе обоснования и проведения реформ легли большим грехом на душу царя Петра I. другими ощутимыми грехами были слишком час­то (особенно в молодости) повторяющиеся кутежи, пьян­ство (даже на официальных приемах, то есть придворных пирах, гвардейцы вносили в залы ушаты с водкой, пить ко­торую были обязаны все, включая женщин и совсем моло­дых мужчин, по сути — подростков), допущение дуэлей и табакокурения, разрешение свободного ввоза в Россию та­бака (до этого православные люди считали курение таба­ка большим грехом), разврат (царь Петр I развелся с пер­вой женой, имел всегда многочисленные связи и неизбежные болезни от сомнительных половых контактов, в половой распущенности и цинизме он сравним только с царем Ива­ном Грозным), преклонение перед зарубежными нормами, а также отсутствие должного почтения к древним русским

традициям, насаждение вместо них иностранных норм и светских правил (он абсолютно не считался с тем, с ка­кой душевной болью его подданные вынуждены были выпол­нять его нововведения, волю, указы), далеко не всегда почти­тельное, а то и просто возмутительное отношение к пра­вославным церковным правилам. Петр 1 нередко «заим­ствовал» без отдачи большие церковные материальные средства и ценности, ущемлял имущественные интересы церкви; отменил плодоносное для России патриаршество. Он и его ближайшие соратники были масонами.

Петр I с редчайшей жестокостью разделывался со сво­ими врагами, противниками, оппонентами, нередко нелестно отзывался о своем народе. Так, он писал: «С дру­гими европейскими народами можно достигать цели чело­веколюбивыми способами, а с русскими не так: если бы я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, ко­торых хочу переделать в людей…» Об этой черте харак­тера Петра I по отношению к русским людям известный историк В. О. Ключевский (1841—1911) написал так: «Петр знал людей, но не понимал их».

За все прегрешения Петру 1 пришлось платить. Уже на 20-м году у него стала трястись голова, случались судоро­ги, начались сильнейшие головные боли. С годами множилось число его физических патологий, при этом болезни и недо­могания обострялись, к ним добавился душевный диском­форт, отсутствие спокойствия, а главное, не было наслед­ника, надежного продолжателя его дел, кроме того, ему из­менила его вторая жена императрица Екатерина I (Мар­та Самуиловна Скавронская, 1684—1727).

Особенно остро он переживал отсутствие наследни­ка — сына, способного продолжить его государственные начинания, а также нежелание действительно влиятель­ных иностранных государей породниться с его собствен­ной семьей. У Петра I от двух жен родилось 14 (по другим

сведениям 11) детей, в том числе 6 дочерей. Все сыновья, кроме Алексея, умерли естественной смертью в молодом возрасте; при этом абсолютно все сыновья умерли раньше Петра I. Из дочерей до взрослого возраста дожили только две (Анна и Елизавета). Так что счастливым отцом он не был. Аля его двух красавиц дочерей так и не нашлось дей­ствительно высокого класса женихов. Анну выдали замуж за небогатого немецкого князя Карла Фридриха Гольштин — ского, а Елизавете подобрать стоящего короля или принца так и не удалось (обе дочери родились незаконными, то есть до официального заключения брака Петра I и Екате­рины I в 1712 г., сомнительное происхождение которой было всем известно).

С сыном Алексеем (1690—1718) от первой

жены Евдокии Федоровны Аопухиной (1669— 1731) царь Петр I имел натянутые отношения. В его дет­стве он ему не уделял внимания. Рос сын без отеческого вли­яния, поэтому и не мог понять и продолжить государствен­ные преобразования отщ, который ко всему прочему еще и не должным образом относился ко многим русским пра­вилам, традициям, уважаемым царевичем Алексеем. Царе­вич был под следствием по инициативе Петра I, в тюрьме Алексей и умер (или был умерщвлен с согласия Петра I) в

1718 г. при невыясненных обстоятельствах. Петр I от второй жены Екатерины I имел любимого сына Петра (суп­руги его называли Шишечка), который, как оказалось, стра­дал неизлечимым недугом — болезнью Аауна, был нежизнес­пособным. Узнав о неизлечимой болезни сына, Петр I обе­зумел от горя, был в состоянии крайнего отчаяния, даже в худшем состоянии, чем в дни военных и иных деловых по­ражений. Когда мальчику было немногим более трех лет, в

1719 г., он умер. Как-то царевич Алексей (нелюбимый сын Петра I) сказал, узнав о болезни младшего брата: «Батюш­ка делает свое, а Бог — свое». При отсутствии надежного наследника и продолжателя дел все начинания Петра I мог-

ли угаснуть, быть извращенными. Все, что сделал Петр I, оказалось под угрозой исчезновения. Это и было для него главным мучением, расплатой за его сомнительные дела и поступки, которых было немало в его жизни, хотя и соде­янных на фоне свершения эпохальных позитивных дел, ре­шений.

За два года лишившись обоих сыновей, царь Петр I с 1718—1719 гг. стал часто впадать в «черную меланхо­лию», то есть пребывал в тяжелой депрессии. Тогда его не интересовали уже никакие, в том числе государственные, дела, он запирался один в кабинете и сутками занимался токарной работой. Обострились болезни, прежде всего ос­тро проявилась патология мочевыводящих путей (эту бо­лезнь он лечил, употребляя минеральные воды, в 1716 г. ле­чился на бальнеологическом курорте в Карловых Варах в Чехии, в 1724 г. — на основанном им курорте Парциальные воды в Олонецкой губернии). В 1724 г. 52-летний Петр I по­лучил неопровержимые доказательства измены его сорока­летней жены — императрицы Екатерины I — и организо­вал казнь ее 36-летнего фаворита — красавщ, поэта, ка­мергера Вилли Понса (брат одной из фавориток Петра I Анны Понс), для внешнего приличия официально обвинен­ного во взятках и хищениях. Затем по его воле отсеченную и заспиртованную голову Вилли Понса установили в опо­чивальне императрицы — так гласит легенда. Все это егце более обострило его болезнь, и он умер в страшных стра­даниях, диких муках в 1725 г. от азотемии и уремии вслед­ствие аденомы предстательной железы, или стриктуры уретры. Таким образом, с Божьей помощью щрь Петр I смог решить важные государственные задачи, но за свои грехи и ошибки он был сурово наказан неудачами в его личной жиз­ни и крахом его семейного счастья, существенно укоротив­шими его земную жизнь. Он умер в возрасте 53 лет.

Особенность россиян такова, что стараемся помнить и ценить лучшее в людях, их достойные дела во благо Оте­чества. Вот почему щрь Петр 1 остался в русской исто-

рии как деятельный реформатор и решительный борец за лучшее будугцее нашей Родины. Главным памятником Пет­ру I стали его прогрессивные деяния, обновленная Россия и ее новая столица тех лет Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург расположен на р. Неве и побережье Невской губы Финского залива Балтийского моря, а также на многочисленных (более 42) островах Невской дельты. Площадь Санкт-Петербурга 606,8 кв. км (а включая терри­тории, подчиненные Санкт-Петербургской мэрии — 1,4 тыс кв. км), численность его населения превышает 4,4 млн чело­век. Город расположен в пределах Приневской низменнос­ти. Значительная часть города подвержена опасности навод­нений (особенно сильные наводнения были в 1824 и 1924). В черте города имеется 45 рек, рукавов, протоков и около 40 искусственных каналов общей площадью около 300 км (в том числе р. Нева 28 км), а также почти 100 озер, прудов, искусственных бассейнов. Для Санкт-Петербурга характер­но умеренно теплое лето со сменой солнечных и дождливых дней (одним словом, в теплый период года здесь всегда на­дежнее иметь в сумке зонт). Северное расположение горо­да позволяет его жителям и гостям ощутить все прелести, но и некоторые недостатки периода «белых ночей». В пер­вой половине лета, с 11 июня по 2 июля, в Санкт-Петербур­ге наблюдаются «белые ночи», когда «одна заря сменить дру­гую спешит, дав ночи полчаса». В этот период особенно при­ятно бывать в Санкт-Петербурге, гулять по его исторической части, любоваться разведением мостов, встречать зарю, ра­доваться солнечным утренним лучам.

Местность, где находится современный Санкт-Петербург, в IX—X вв. принадлежала новгородцам, с XIII в. ее называли Ижорская земля. В начале XVII в. берега р. Невы захватили шведы. Входе Северной войны России и Швеции (1700— 1721) шведы в 1702 г. потерпели поражение на р. Ижоре, в том же году русские войска взяли крепость Нотебург (Шлис­сельбург), а в 1703 г. — крепость в устье р. Охты — Ниен-

шанц. Для укреплений позиций русских на этих землях царь Петр I в 1703 г. заложил здесь, на Заячьем острове, крепость Санкт-Петер-Бурх (крепость Святого Петра, тогда эту кре­пость также называли и Питер-пол, Петрополь). Петропав­ловская крепость с храмом Петра и Павла дала толчок нача­лу строительства собственно города, ставшего с 1712 г. но­вой столицей России. Санкт-Петербург был столицей стра­ны в 1712—1728 гг. и 1732—1918 гг. В 1914—1924 гг. этот город назывался Петроград, в 1924—1991 гт. — Ленинград. С начала XVIII в. Санкт-Петербург развивался как центр про­мышленности, торговли, науки, учености, важный админис­тративный и культурный центр. В 1717 г. был принят градо­строительный план центра Санкт-Петербурга с прямоуголь­ной сетью улиц и каналов (арх. Д Трезини), он и поныне ле­жит в основе существующей планировки этого города. А го­дом раньше, в 1716 г., были созданы «образцовые» проекты жилых домов (арх. Ж. Б. Леблон, Д Трезини), по которым ста­ли вести строительство в Санкт-Петербурге. Петр I оцени­вал Санкт-Петербург как одно из самых важных и любимых своих деловых детищ, заботился об увеличении его привле­кательности; его примеру следовали все российские импе­раторы и императрицы (императорский титул первым при­нял в России Петр I в 1721 г.).

Санкт-Петербург имеет в сравнении с древними русски­ми городами не столь долгую историю, но по насыщеннос­ти событиями мало какой российский город может сопер­ничать с ним. Калейдоскоп исторических событий в Санкт — Петербурге заслуживает неспешного и почтительного изло­жения на многих страницах книжного текста (что мы по­зволить себе здесь не можем). Среди редчайшей мозаики исторических событий в этом городе абсолютно особое, ни с чем не сравнимое уникальное место занимает период мас­сового героизма жителей города во время блокады Ленинг­рада немецко-фашистскими и финскими войсками с 8 сен­тября 1941 г. по 27 января 1944 г. Тогда только, по офици­альным данным, в нем от голода умерло более 641 тыс. го-

рожан (историки-ученые называют другую цифру — свыше 800 тыс. человек), погибли от бомбежки и обстрелов не ме­нее 17 тыс жителей, ранено свыше 34 тыс человек. За 1941— 1943 гг. численность населения Ленинграда сократилась с 3,0 до 1,05 млн человек. В связи с интенсивной эвакуацией из города выехали к январю 1944 г. свыше 576 тыс. человек. Город был сильно разрушен, пострадали многие историче­ские здания и музеи, городское хозяйство было принципи­ально нарушено. Жители города и вся страна общими уси­лиями осуществили титаническую работу по восстановле­нию и украшению этого удивительного города России.

В наши дни Санкт-Петербург не только восстановил, но и значительно увеличил свою визуальную привлекательность, является одним из самых красивых городов России, мира

Центральная историческая часть Санкт-Петербурга в со­знании людей воспринимается как прекрасный город-музей с обилием дивных памятников религиозной и светской ар­хитектуры, с большим числом музеев —хранилищ выдаю­щихся художественных ценностей, с множеством истори­ческих мест, где решались судьбы многих наших соотече­ственников, а то и всей России.

Санкт-Петербург — это не только яркий музейный центр, он — прежде всего очень мощный и влиятельный хо­зяйственно-экономический центр страны — производствен­ный, научный, вузовский, финансовый, торговый; второй пос­ле Москвы по значимости город России.

Санкт-Петербург и его ближайшие города-спутники со­ставляют мощный научно-производственный комплекс. Санкт-Петербург специализируется на наукоемких, высоко­квалифицированных и уникальных отраслях машинострое­ния, химической, полиграфической, деревообрабатывающей промышленности, является важным центром сосредоточе­ния многих ведущих научных и проектно-конструкторских институтов, выступает как один из самых ярких инноваци­онных центров России.

Исключительно велико значение Санкт-Петербурга как од­ного из главных в России центров культуры, искусства, мощно-

го центра притяжения туристов. Год от года стремительно уве­личивается значимость Санкт-Петербурга как очень и очень привлекательного туристического фокуса северной части Рос­сии. Санкт-Петербург и его пригороды привлекают ежегодно огромное, год от года увеличивающееся число туристов.

Туристы, прибывающие в Санкт-Петербург на теплоходах и имеющие возможность провести в нем только 1—3 дня, как правило, совершают обзорную автобусную экскурсию, посе­щают 1—2 музея, осматривают 1—2 пригородных дворцово­парковых ансамбля, просто гуляют и любуются этим пре­красным городом. Туристов в первую очередь интересует историко-культурное наследие, архитектурно-художествен­ное своеобразие Санкт-Петербурга и его пригородов. Об этом городе и его области написано великое множество книг и статей, поэтому мы ограничились только самыми общи­ми и полезными для туристов сведениями о Санкт-Петер­бурге, учитывая интересы верующих людей и атеистов.

В прошлом Санкт-Петербурга, особенно в XVIII — самом начале XX в., его жители не мыслили своей жизни без духов­ных ценностей, религии, религиозных центров. Стремление к постижению духовных ценностей было массовым, хотя далеко не всем удавалось освоить, а главное, следовать в жиз­ни строгим религиозным правилам, нормам. В наши дни по­степенно просыпается и воспитывается религиозное созна­ние и культура людей, что позволяет надеяться на постепен­ное нравственно-духовное оздоровление общества Растет ин­терес к религиозной и светской истории России, в том чис­ле и одного из ее лучших городов — Санкт-Петербурга

История Санкт-Петербурга и его пригородов связана с земной жизнью нескольких русских святых, наиболее изве­стны из них: Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Ф. Ф. Ушаков, император Николай II и члены его семьи, ве­ликая княгиня Елизавета Федоровна. В многочисленных православных храмах Санкт-Петербурга пребывают почи­таемые чудотворными иконы, православные святыни и ре­ликвии, святые мощи угодников Божиих (см. Приложение, табл. № 2, 3).

Ксения Тригоръевна Петербургская, Христа ради юродивая (между 1719 и 1730 — около 1803 г.) — одна из наиболее известных женщин — русских святых. Чтобы понять феномен Ксении Петербургской, нужно знать особенности явления юродства на Руси, Рос­сии. Юродство как чин мирской святости вошел в Русскую Православную Церковь с начала XIV в., его расцвет был в XVI в., оно фактически возродилось в конце XVIII — начале XIX в. Аля современных людей сложным оказывается пони­мание очень трудной духовной феноменологии русского юродства. Основные моменты, соединяющиеся в этом па­радоксальном подвиге, таковы: 1) аскетическое попрание тщеславия, притворное безумство (или безнравствен­ность) с целью поношения от людей и во имя разъяснения им истинных ценностей; 2) выявление противоречия меж-

image138

Святая Ксения Петербургская

image139

ду глубокой христианской правдой и современным здравым смыслом, моральным законом; 3) служение миру в проро­честве и своеобразной проповеди, которая совершается не словами и не делом, а силой духа, духовной властью лич­ности, как правило, облеченной пророчеством; дар проро­чества приписывается всем юродивым (по Г. П. Федотову, 1886 г.).

В Петербурге Ксения была и остается самой известной блаженной. Вероятно, она происходила из непростого рода, ибо ее муж — Андрей Федорович Петров — состоял в ранге полковника и служил придворным певчим. В ее замужней жизни не было ничего необычного. Жили они с мужем в люб­ви и согласии, в достатке, только отсутствие детей не­сколько омрачало их счастливую жизнь. Они оба были мо­лодые, здоровые, поэтому собирались жить долго и верили, что дети у них еще будут. Пребывая в благополучии, они практически не сомневались в их долгой, обеспеченной и приятной земной жизни. Вдруг совершенно неожиданно умер горячо любимый, пышущий здоровьем муж Ксении. Для нее все радости земной жизни были связаны с ним, его смерть была для нее непоправилюй катастрофой. 26-летняя без­детная вдова Ксения забыла все земное, отказалась от всех радостей жизни, сполна поняла, как ненадежно, коротко земное счастье. Поскольку на горячо любимом муже сосре­доточивалась вся цель и весь интерес ее к жизни, с его кон­чиной она остро осознала, сколь непрочно и суетно земное благополучие. (Возможное второе замужество также мог­ло стать коротким, но могло быть не вполне счастливым из-за личности нового мужа.)

Искать новое ненадежное счастье на земле Ксения уже не хотела, поскольку сделала вывод, что настоящего счас­тья на земле быть не может, истинное счастье можно об­рести только на небе в Боге. Она хотела теперь только одного — послужить Господу Богу. Ее тяготило и то, что ее любимый муж умер внезапно, без должного христианс­кого приготовления. Она помнила, что Господь соединяет

супругов в таинстве брака в одно целое, вот еще почему она хотела своей жизнью искупить пусть небольшие, даже не известные ей грехи мужа. В сонном видении ей явилась преподобная Мария Египетская, которая возвестила ей о благословении свыше на подвиг юродства Христа ради. Вот тогда для достижения истинного и надежного совместного с мужем счастья на небе, для искупления возможных грехов мужа она решилась на тяжелый путь юродства. Она при­несла в жертву свой разум, свое земное материальное бла­гополучие, в надежде на вечное небесное счастье с любимым супругом.

После похорон мужа она одела на себя его одежду: кам­зол, кафтан, штаны, картуз. Стала говорить, что Андрей Федорович не умер, а умерла его жена Ксения Григорьевна; себя просила называть Андреем Федоровичем. Своим род­ственникам и знакомым она обычно говорила: «Андрей Фе­дорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Ксения решила освободиться от всего зем­ного, от мирских иллюзорных ценностей и привязанностей. Оставшийся в наследство от мужа дом в приходе церкви апостола Матфея на Петербургской стороне она подари­ла благочестивой христианке Параскеве Антоновой, кото­рая снимала у нее часть этого дома. Родственники Ксении решили, что она от горя лишилась рассудка. Они подали прошение начальнику ее умершего мужа, прося не позволять ей раздавать свое имущество. Начальник вызвал ее для бе­седы, убедился, что она психически здорова, поэтому име­ет право распоряжаться своим имуществом, как хочет. После этого Ксения все свое имущество раздала бедным. Она осталась решительно ни с чем и навсегда ушла из дома.

В своем странном мужском одеянии в любую погоду, ле­том и зимой бродила она по улицам Петербурга. Злые люди и плохо воспитанные мальчишки нередко глумились и сме­ялись над блаженной, но она со смирением все терпела. К ве­черу она уходила из города в поле и до восхода солнца мо­лилась, делая земные поклоны на все четыре стороны све-

та. Заметили и то, что милостыню она брала только от добрых и благочестивых людей, Денег брала только копей­ку и тут же отдавала ее нищим. Со временем мужская одежда ее совсем истрепалась, тогда она стала одеваться в красную кофту и зеленую юбку, или зеленую кофту и крас­ную юбку (и никакую другую одежду даже в холодное время года не одевала). В цветовом сочетании ее одежды был глу­бокий смысл. В христианской символике красный цвет — цвет крови — есть символ жертвы Христа ради спасения мира, символ жертвы, приносимый мучениками; зеленый цвет — гфет надежды.

Люди стали замечать, что если она соглашалась прий­ти к кому-либо в дом, то там вощрялся порядок, радость, мир. Если она приласкала больного ребенка, он быстро выз­доравливал. Если она что-либо дарила человеку, к нему при­ходили успех, радость; а если что просила — приходила к тому человеку беда или утрата. Купцы просили ее сами взять что-либо из товаров, и если она брала, то торговля шла удачно. Если она соглашалась проехать с извозчиком, это приносило ему удачу в работе. Она верно пророчество­вала. В ее трудно понятных фразах всегда скрывался трез­вый и понятный только со вреліенем смысл. В любом слу­чае, люди старались делать то, что она им говорила, и ни­когда потом не жалели об этом, всегда оказывались в выиг­рыше. Особо вспоминали, что Ксения Петербургская помо­гает честным людям устраивать их личную жизнь, способ­ствует созданию счастливых браков, а недобросовестных людей обличает и наказывает.

Вложенная Ксения умерла в конце XVIII — начале XIX в. (чаще всего называют около 1803 г.), в возрасте 73— 83 лет. Ее похоронили на Смоленском кладбшце Петербур­га. После смерти мужа она прожила и странствовала 45 лет. На ее могилу стали приходить люди и молиться, просить помочь в решении их проблем. Стали говорить, что умершая блаженная Ксения помогает людям, творит чудодеяния. Люди уносили с ее могилы горсть земли как свя-

тыню, помогавшую в скорбях и болезнях. Из-за этого зем­лю на могилу приходилось постоянно подсыпать. Тогда по­ложили поверх могилы каменную плиту, но и ее паломни­ки разбили на мелкие куски и разнесли по домам; то же про­изошло и с новой плитой. Затем почитатели блаженной Ксении построили над ее могилой часовню, а на могилу по­ложили плиту, на которой сделали неточную запись (но близкую к правде, ведь никто точно не знал, сколько ей лет): «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. На сем месте поло­жено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придвор­ного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Оста­лась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась и Андрей Федорович”. Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь». Слава о помощи и чудесах, совершенных по хода­тайству блаженной Ксении, росла и росла. В 1902 г. над ее могилой построили новую часовню с мраморным иконос­тасом и надгробьем посредине. В 1986 г. эту чудом сохра­нившуюся часовню реставрировали и освятили. В 1998 г. Русская Православная Церковь причислила Ксению Петер­бургскую к лику святых. В царский, советский, постсовет­ский периоды люди приходили и приходят на Смоленское кладбище в Петербурге к могиле Ксении Петербургской, об­ращаются к ней в их молитвах, говорят с иконой в ее честь, просят помочь в решении их проблем. Особенно часто про­сят ее помочь в создании счастливой семьи и ее сохране­нии, о мире в семье, об исцелении младенцев, об обучении детей.

С Санкт-Петербургом связана основная часть жизни пос­леднего русского императора Николая II, его жены импе­ратрицы Александры Федоровны, их пятерых детей — Оль­ги, Татьяны, Марии, Анастасии, Алексея, причисленных За­рубежной Русской Православной Церковью за рубежом к лику святых в 1981 г., а затем в 1990-х гг. канонизирован­ных Русской Православной Церковью.

В 1991 г. силами только светских структур были найдены, изъяты из захоронения, опознаны останки расстрелянных членов царской семьи, их близких родственников и верных слуг. Не обнаружили останков великой княжны Марии (по другой версии — Анастасии) и цесаревича Алексея. Благосло­вение Церкви на поиск останков Романовых инициаторы этой кампании не сочли нужным просить; церковного бла­гословения у них не было. Представители Церкви в по­иске и идентификации останков фактически на солидном уровне не участвовали. Далеко не все согласились с достовер­ностью найденных останков, тем не менее с большими по­честями они были захоронены в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга как симво­личный акт покаяния о содеянном убийстве (в этом соборе похоронены с 1725 г. большинство представителей царство­вавшего Дома Романовых).

Земная жизнь императора Николая II

(1868—1918, царствовал 1894—1917) при­несла мало радости ему и его близким. Убийство членов им­ператорской семьи, конец более чем 3-векового царствова­ния /уома Романовых положило начало новых бед России. В 26 лет Николай II стал русским императором и был им более 23 лет. Выполнять роль первого лица в государстве ему было очень трудно из-за мягкости его характера и не­подготовленности к этой ответственной роли. Главной трагической ошибкой в воспитании цесаревича Николая Александровича было то, что его не обучили искусству пра­вить государством. Он был совсем не приспособлен к делу правления огромной страной. Вероятно, его отец импера­тор Александр III (1845—1894, гщрствовал с 1881) наме­ревался, женив его, начать серьезно приучать к государ­ственным делам, тем более что сам он был еще молод (но император внезапно умер в возрасте 49 лет).

Цесаревич Николай просил умираюгцего отца императо­ра Александра III позволить ему отречься от русского пре-

стола и жениться на Алисе Гессенской. Но Александр III тре­бовал соблюдения закона о престолонаследии, поэтому Ни­колай должен был принять трон, в утешение ему разрешил взять в жены Гессенскую принцессу Алису (ставшую в Рос­сии после принятия православия Александрой Федоровной,

1872— 1918). Меньше чем через месяц после похорон состо­ялось бракосочетание Николая II и Алисы Гессенской — тоже плохой знак. Решая вопрос о допустимости этого брака, не только императорская семья, но и государствен­ные структуры должны были вспомнить о страшной на­следственной болезни — несвертывании крови (гемофи­лии) вроду английской королевы Виктории, внучкой кото­рой была Алиса Гессенская. Эта неизлечимая болезнь пере­дается по женской линии, но только представителям муж­ского пола. Матримониальные связи привели к тому, что от английской королевы через ее дочерей и внучек гемофи-

image140

Император Николай II с семьей. Фото 1910-х гг.

лил перешла к монархическим домам Испании, Тер мании, а затем и России. Все смерти заметных персон от этой бо­лезни в Англии, Испании, Тер мании были известны. На под­сознательном уровне император Александр III предчув­ствовал недоброе от Гессенской принцессы и несколько лет противился свадьбе его сына-наследника с ней. Но никто не помог ему окончательно и аргументированно доказать недопустимость вхождения Алисы Гессенской в русскую им­ператорскую семью, где нужен был здоровый наследник — продолжатель рода Романовых, гарант стабильности раз­вития России, в начале XX в. приближавшейся тогда к веду­щим позициям в мире.

В 1896 г. в мае состоялись коронационные торжества в Москве, венчание на царство новой императорской четы. Николай II и Александра Федоровна (так стали называть в России Алису Гессенскую) посетили величайшую святы­ню Руси — древнюю Троице — Сергиеву лавру. Когда они при­были туда, их никто не встретил, хотя каждый их шаг был строго известен. Только когда царь с царицей, их сопровож­дение вошли в Аавру, спохватились о должном принятии высоких гостей. Аюди увидели в этом недобрый знак: Сер­гий Радонежский не встретил нового царя, значит, добра в этом царствии не будет. При всем блеске коронационных торжеств, людей потрясло другое: на Ходынском поле, где планировали провести даровое угогцение людей и раздачу нехитрых подарков и где собралось не менее полумиллио­на народа, случилась давка и погибли более 2 тыс. человек. Царствование началось с пролитой крови. Венчание на цар­ство в мае (по народным приметам, все начатое в мае бу­дет иметь оттенок «маяться») тоже обещало мало хо­рошего. А если вспомнить, что Николай II родился 6 (19) мая 1868 г. — тоже в мае, да еще и в православный празд­ник — день памяти святого праведного Иова Многостра­дального, то вероятность ожидания им трудной земной жизни становится совсем ясной.

Но общая картина социально-экономической жизни в России в начале царствования Николая II была оптимис-

тинной. В последней четверти XIX — начале XX в. Россия вошла в число крупнейших стран-производителей по ряду видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. По суммарному объему внутреннего валового продукта Рос­сия занимала 5-е место в мире после США, Англии, Тер ма­нии, Франции; также занимала 5-е место по производству промышленных товаров и третье — по выработке сельс­кохозяйственной продукции (после США и Великобритании с их колониями). Однако в экспорте России преобладало сырье, а в импорте — готовые изделия, что свидетельство­вало о ее роли аграрно-сырьевого придатка развитых в эко­номическом отношении стран. В царствование Николая II доходы стабильно увеличивались, расходы росли медлен­нее, бюджет всегда был бездефицитным, налоги были самы­ми низкими в мире (в 2—4 раза ниже обгцая сулема налога на жителя в сравнимом эквиваленте, чем в других европей­ских странах). В России императорское социальное зако­нодательство было одним из самых прогрессивных в мире, другой разговор, что оно далеко не всегда выполнялось; но при наличии дельных законов можно было обеспечить кон­троль за его соблюдением. Выли достигнуты значительные успехи в образовании, в том числе резко вырос уровень об­разования женщин. Первоначальное обучение было бесплат­ным по закону, с 1908 г. оно стало обязательным. К 1917 г. в России число грамотных выросло в 2 раза, половина россиян умела читать и писать (в 1897 г. только 28 % жителей мог­ли читать и писать). За период царствования Николая II чис­ло студентов увеличилось на 400 %. Число женских гимна­зий выросло более чем в 6 раз. Плата за обучение в высших учебных заведениях была невысокой, при этом очень многие неимущие студенты освобождались от этой платы.

Русский государственный деятель, министр земледелия (1908—1915), управляющий Аворянским и Крестьянским банками, руководивший проведением Столыпинской земель­ной реформы Александр Васильевич Кривошеин (1857— 1921), хорошо знавший социально-экономическую ситу а-

цию в России, утверждал: «России необходимо 30 лет спо­койствия, чтобы сделаться наиболее богатой и процвета­ющей страной во всем мире». Такая перспектива не устра­ивала внешних и внутренних врагов России. Развитые ка­питалистические страны не хотели отдавать России ми­ровое первенство в скором будущем. В этом одна из основ­ных причин начала 1-й мировой войны и участия в ней Рос­сии, революционных беспорядков в ней.

Внутренние и внешние враги не могли смириться с успе­хами огромного православного государства, мечтали о его низвержении и торжестве их интересов. Чрезмерно мягкий характер императора Николая II способствовал реализа­ции их планов, он верил в возможность устранения проблем мирным путем, верил в действенность демократических методов, недоог^енивал и в должной мере не пресекал поли­тический терроризм. Он не мог действовать смело и ре­шительно, как Петр Аркадьевич Столыпин (1862— 1911) — министр внутренних дел и председатель Совета министров (с 1906), руководитель Аграрной и ряда других реформ. Так, только летом 1906 по приказу П. А. Сто­лыпина повесили 600 человек за политический терроризм, но это гораздо меньше тех 1600 губернаторов, генералов, солдат, полицейских, которых убили бомбы и пули терро­ристов. Сам П. А. Столыпин был смертельно ранен эсером евреем Д. Г. Богровым и вскоре скончался. К решительным мерам Николая II призывал его родной дядя — брат его отца, великий князь Сергей Александрович (1857—1905), а также многие другие трезво мьи:лящие россияне.

Объединение внутренних и внешних врагов, обман рево­люционными лозунгами огромной части простых людей (крестьян и солдат из крестьянской массы, рабочих — вы­ходцев из деревень обманули, пообегцав им землю; придя к власти большевики не дали землю народу в собственность, а только предоставили ее в пользование, о чем люди до это­го не знали; есть немало и других примеров) усилили не­стабильность в России, привели к отречению Николая II от

престола, форсировали наступление новых бед в стране. Такова социально-экономическая канва обстоятельств жизни и гибели Николая II как государственного деятеля. Он стал жертвой объединенного круга врагов России и Право­славия, а также неизбежных ошибок обманутого больше­виками народа. Известный английский политик Уинстон Черчилль (1874—1965) сказал о Николае II так: «Он не был ни великим полководцем, ни великим монархом. Он был только верным, простым человеком средних способностей, доброжелательного характера, опиравшимся в своей жиз­ни на веру в Бога».

Наследник русского престола — цесаревич Николай Алек­сандрович, а затем — император Николай II страшился роли правителя России, смутно догадывался о предназначен­ной ему тяжелой земной жизни и краткости его земного сча­стья. Зная ограниченность своих сил, он получал главную духовную поддержку, обрагцаясь к Богу, мечтал о монашес­кой жизни. Император Николай II хотел восстановить пат­риаршество в России, он предложил в марте 1905 г. себя чле­нам Синода в патриархи с оставлением престола его сыну — щсаревичу Алексею, и учреждением при нем регент­ства императрицы Александры Федоровны и его брата Ми­хаила Александровича (он сам, естественно, намеревался принять монашество и священный сан). Но члены Синода не приняли это предложение императора Николая II.

Государь Николай II знал о многих пророчествах несча­стий в стране, о предсказании тяжелейших событий в Рос­сии, смуте в ней, о редчайших трудностях и бедах в его цар­ствование (предсказание разных лет: монаха Авеля в пе­риод царствования Павла Петровича, 1796—1801 гг.; пре­подобного Серафилш Саровского, 1759—1833 г; блаженной Параскевы Саровской в 1903 г.; в письме Н. А. Мотовилова Николаю II; в предсказаниях Иоанна Кронштадтского в 1893—1906 гг.; старца Барнавы в 1905; предсказание гибе­ли царской семьи императрице Александре Федоровне от юродивой Марфы в Царицыне в 1910 г. и многие другие). Но

image141

Николаю II придавало силы то, что во многих пророче­ствах говорилось об особой помощи ему со стороны Гос­пода Бога, что Бог его возвеличит и поможет, что вторая часть его жизни будет спокойной и славной (так оно и ста­ло, ибо он и его семья были причислены со временем к лику русских святых, их земная жизнь стала маленьким эпизо­дом по сравнению с ее второй бесконечной небесной частью, ведь в конце XX в. они были канонизированы).

Аичная жизнь Николая II была довольно долго счастли­вой, брак по любви с многими годами совместной жизни, сближавших супругов все больше и больше, рождение — 1895, 1897, 1899, 1901 гг. — прекрасных по облику и харак­теру дочерей, так было до рождения в 1904 г. долгожданно­го сына-наследника, но как выяснилось, больного неизлечи­мой болезнью гемофилией. После этого открытия жизнь императрицы Александры Федоровны и императора Нико­лая II превратилась в непрекрагцающуюся муку от беспо­койств за здоровье и жизнь сына. Частые роды и нервное напряжение форсировали усиление недугов императрицы (радикулит, болезни ног, сердечная недостаточность, уду­шье, хроническая невралгия лицевого нерва и др.), толкали ее искать помощь у целителей и знахарей, усилили ее моль­бы и просьбы о помощи к Богу. Императорская семья была вынуждена жить двойной жизнью: на людях изображать счастье и благополучие, а без лишних глаз — бороться с се­мейными бедами и страдать от трагедии этой двойной жизни. 24 года длилась их семейная жизнь и только немно­гим более 10 лет из них были действительно радужными.

Императрица была великолепной женой и матерью: терпеливой, внимательной, скромной, трудолюбивой (она терпеть не могла праздность, которая была нормой жиз­ни в лучших домах Санкт-Петербурга. Она, получившая викторианское воспитание от любимой бабушки — вели­кой английской королевы Виктории (1819—1901 гг., коро­лева Великобритании с 1837г.),в таком же духе воспиты­вала своих детей. Теннис, спортивные игры, холодная ван-

на утром, теплая — вечером, мощное религиозное вос­питание (чтение православных книг, исполнение всех православных норм, обрядов и т. п.), участие в милосердии (в 1-ю мировую войну все царевны стали сестрами мило­сердия ). Спали девочки по двое в комнате на походных же­стких кроватях, почти без подушек. Еда была простая: борщ, супы, говядина, свинина, вареная рыба, фрукты, греч­невая каша. Дочери были очень дружны между собой. Под­руг при дворе у них практически не было, так как императ­рица боялась дурного влияния на ее дочерей избалованных молодых женщин и девушек из высшего класса российского общества. А сыну императрица выбирала друзей из числа детей дворцовых слуг, воспитателей, доктора. Бережли­вость была нормой жизни. Каждый год на день рождения каждой дочери императрица Александра Федоровна дарила по одной жемчужине и одному бриллианту, чтобы с 16 лет у каждой было по 2 достойных ожерелья. Мысли о призва­нии женщины, ее роли и делах, в жизни императрица Алек­сандра Федоровна изложила в своем дневнике (ГАРФ, ф. 640, on. 1, д. 301), выдержки из которого были частично опуб­ликованы (см., например, Государыня императрица Алек­сандра Федоровна Романова о браке и семейной жизни. М.: Братство преподобного Германа Аляскинского, Платина, Калифорния и Российское отделение Валаамского обгцества Америки. М.,1996 и др.).

2 марта 1917 г. в Пскове император Николай II был вы­нужден отречься от престола, затем последовал в марте 1917 г. по постановлению Временного правительства арест его и членов его семьи, их пребывание под стражей в Царс­ком селе, затем — в Тобольске; с весны 1918 г. их содержа­ли в Екатеринбурге, а 5 июля в подвале дома Ипатьевых большевики их расстреляли, убийство последнего русского царя, вероятно, носило ритуальный характер и имело для его организаторов и исполнителей мистический смысл как особое действие в акте разрушения Русского Православно­го государства, Православия в стране.

После осенних событий 1917 г. для новой власти даже отрекшийся от престола и арестованный ими император Николай II и члены его семьи представляли опасность; это определило с их стороны решение убить их. Уничтожение царской семьи было совершено по указанию Комиссара ар­мии и флота Аьва /Давидовича Троцкого (Лейба-Бронштейн, 1879—1940) — личности тогда очень и очень влиятельной не только в российскому но и мировом масштабе, его ука­зание выполнить это передал Я. М. Свердлов (Янош Соло­мон Мовшевич, 1885—1919у председатель В ЦИК), практи­ческими исполнителями были А. Г. Белобородов (Янгель Вай — сбарт, 1891—1938, председатель Уралсовета), ЯМ. Юров­ский (Янгель Мовшевич Юровский, 1878—1938, лично стре­лял в царя), Ф. И. Толощекин (Шая Исакович Голочекин, 1876—1941, военный комиссар Уральской области), П. А. Войков (Тинкус Лазаревич Вайнер, 1888—1927, член президиума исполкома Уральского совета и комиссар про­довольствия Уральской области); до сих пор в Москве в его честь названа станция метро (Карпов В. В. Генералиссимус. Кн. 1, с. 62. Калиниград: Янтарный сказ, 2002 г.). Все эти «люди»-палачи по-своему страшно расплатились за соде­янное. В 1918 г. умер Я. М. Свердлов от смертельного ране­ния ударом молотка в голову от руки рабочего за расстрел царской семьи, а по другой версии — он умер от туберку­леза в больших муках. А. Г. Белобородов в 1927 г. был исклю­чен из партии, затем был репрессирован. Я. М. Юровский с 1937 г. оказался в тюрьме и умер там, по другой версии — умер в страшных мучениях от рака в больнице в 1938 г. Ф. И. Гологцекин был расстрелян в 1941 г. П. А. Войков был убит в 1927 г. белогвардейцем в Польше. Л. Д. Троцкий был убит ледорубом в 1940 г. в Мексике (до этого он в 1927 г. был выслан в Казахстан в Алма-Ату, в 1929 г. — за грани­цу, в 1932 г. — лишен советского гражданства). Все, кто имел хоть какое-то недостойное отношение к убийству царской семьи, у порядочных людей вызывали отвращение. Так, когда участник убийства царской семьи помощник

Юровского П. З. Ермаков (он в 1918 г. подбирал место для захоронения и сжигания царской семьи,, а затем об этом рассказывал в уральских школах и других общественных местах, а также и про то, что в 1918 г. был военкомом Вер — хне-1Лсетского завода и активистом Уральского областного ЧК) на торжественном собрании тогда в Свердловске (Ека­теринбурге) подошел к маршалу Георгию Константинови­чу Жукову (1896—1974), объявил, кто он, и протянул вое­начальнику руку для рукопожатия, маршал ответил: «Я па­лачам руки не подаю» (Болотин Л. Царское дело. М.: Царс­кое Село, 1996, с. 249, 261).

Кровь царской семьи искупила грехи недостаточно гра­мотного и во многом обманутого народа, должна была зас­тавить его задуматься о событиях в стране, подтолкнуть к новым действиям во благо России, Православия, усиления православных норм и традиций в их Отечестве, упрочения истинных духовно-нравственных основ общества. Только с 1990-х гг. медленно и постепенно упрочивается тенденция нравственно-духовного возрождения российского общества, растет число традиционных религиозных центров.

Особенностью Санкт-Петербурга с первых лет его стро­ительства было то, что изначально в нем строили много ка­толических и протестантских храмов (учитывали интересы друзей, соратников, помощников царя Петра I). К 1917 г. в городе и его ближайших пригородах было около 680 право­славных соборов, церквей, часовен и 4 монастыря, а также 8 католических костелов (первая католическая церковь была построена в 1710), не менее 10 приходских и домовых цер­квей католиков, кроме того действовали около 40 протестан­тских церквей (первая лютеранская церковь была возведе­на в 1 704), часовен, молитвенных домов. Были в городе и ре­лигиозные центры других конфессий. В наши дни Санкт-Пе­тербург (как и Москва) остается многонациональным горо­дом; в нем есть христианские, мусульманские, иудейские, буддийские и др. общины верующих и их религиозные цент-

image142

Валаам. Коневский скит

 

image143

image144

image145

Валаам. Скит Всех Святых

image146

image147

image148

image149

image150

image151

image152Санкт-Петербург. У церкви Спаса «на Крови»

image153

ры. Резко преобладающая часть петербуржцев — это право­славный контингент.

Среди большого числа религиозных центров Санкт-Пе­тербурга преобладают православные соборы и храмы, кро­ме того, в городе и его ближайших пригородах действуют или возрождаются более 4 монастырей, основные из них — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Свято-Троиц­кая Сергиева Приморская пустынь (мужские монастыри), Иоанновский-Воскресенский Новодевичий монастырь, Свя- то-Иоанновский женский монастырь.

Одним из самых удивительных мест не только Санкт-Пе­тербурга, но и всей России является Свято-Троицкая Алек­сандро-Невская лавра. Это один из самых влиятельных необщежительных монастырей России, его возраст — более 290 лет (296 лет в 2009 г.). Этот монастырь был основан и строился в 1710—1712 г. по указу царя Петра I, но офици­альной датой его основания принято считать 25 марта 1713г. — день освящения первого деревянного Благовещен­ского храма. Место основания монастыря было выбрано не случайно — на том самом месте, где, по преданию, князь Александр Невский одержал победу над шведами в 1240 г. Монастырь был сооружен в память об этой победе и в честь святого благоверного великого князя Александра Невского —

image154

Александро-Невская лавра в XVIII в.

небесного покровителя Санкт-Петербурга. Этот монастырь с самого начала своей истории создавался как главная оби­тель новой столицы России — тогда Санкт-Петербурга. Ос­новное строительство здесь вели с 1717 г., включая весь XVIII в. В 1797 г. эту обитель возвели в степень Лавры (т. е. од­ного из наиболее привилегированных монастырей Русской Православной Церкви). По степени важности в царский пе­риод эта Лавра считалась тогда третьей (после Троице-Сер — гиевой лавры под Москвой и Киево-Печерской лавры в Ук­раине). Строительство Александро-Невской лавры с 1717 г. велось по проекту арх. Д. Трезини, утвержденному царем Петром I и под его личным наблюдением. В 1713 г. возвели деревянный Благовещенский храм, в 1717—1724 гг. на его ме­сте построили уже каменный Благовещенский храм (арх. Д Трезини, Т. Швертфегер). В 1722—1753 гг. осуществили сооружение Свято-Троицкого центрального соборного хра­ма (арх. Т. Швертфегер). Но из-за серьезных недостатков при строительстве и в связи с опасностью его обрушения этот со­бор в 1755 г. разобрали до фундамента по указу императри­цы Елизаветы Петровны. В 1776 г. уже по повелению импе­ратрицы Екатерины II начали строить новый монастырский собор по проекту арх. И. Е. Старова, при соблюдении и при поддержке этого строительства архиепископом, а затем мит­рополитом Гавриилом. Собор был построен к 1790 г. (его подновляли в 1864). В 1790 г. в Свято-Троицкий собор пере­несли святые мощи князя Александра Невского из Благове­щенского храма (где они пребывали ранее; в Лавре мощи пребывают с 1724).

Александро-Невская лавра с первых дней своей жизни стала мощным религиозным центром, ярким очагом духов­ного образования, милосердия, благотворительности. Здесь работали с 1714 г. — типография, с 1720 г. — школа для де­тей священнослужителей (затем — Свято-Греко-Латинская семинария, потом — Духовная Академия), были здесь так­же госпиталь и богадельня для офицеров и служилых людей. Постепенно Лавра стала местом пребывания, хранения пра-

вославных святых, ценностей, имеющих историческое и ху­дожественное значение, древних рукописей и книг, ценных живописных картин русских и зарубежных авторов. С 1790 г. в Троицком соборе до 1922 г. покоились мощи свя­того благоверного князя Александра Невского, принесенные в монастырь в 1724 г. из Владимирского Рождественского монастыря. С 1742 г. эта Лавра служила резиденцией петер­бургского митрополита, под управлением которого она на­ходилась. В царский период в Александро-Невской лавре были возведены и действовали 12 каменных храмов.

В 1918 г. Лавру закрыли, а ее ценности изъяли. В 1922 г. мощи святого князя Александра Невского передали в быв­ший Казанский собор, где открыли музей истории религии и атеизма, а серебряную раку Александра Невского весом более 1376 кг (86 пудов 30 фунтов) отвезли в Эрмитаж. В 1926—1935 гг. в Лавре закрыли все храмы, в том числе глав­ный Троицкий собор в 1934 г. В годы Великой Отечествен­ной войны 1941—1945 гг. в строениях Лавры работал воен­ный госпиталь.

Постепенное возрождение Александро-Невской лавры как религиозного центра началось с 1956 г., когда Троицкий собор вернули общине верующих. В 1989 г. собору вернули главную православную святыню Александро-Невской лав­ры — мощи святого благоверного князя Александра Невско­го. Монастырь возродился в 1996 г. В наши дни при Алек­сандро-Невской лавре работают Санкт-Петербургское Алек- сандро-Невское духовное училище, Духовная семинария и академия, Православное епархиальное братство во имя Пре­святой Богородицы, богадельня, иконописная и столярная мастерские, мастерская по пошиву церковных облачений.

Главными святынями Александро-Невской лавры явля­ются мощи святого благоверного великого князя Александ­ра Невского и особо почитаемые иконы, чтимые чудотвор­ными: иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Достойно есть» («Милоющая»), преподобного Серафима Саровского. Икона «Скоропослушница» получила такое имя,

потому что верующие люди утверждают, что она дает ско­рую помощь всем, обращающимся к ней. Перед этой ико­ной молятся и просят помочь Божию Матерь в разных нуж­дах, но с особым пристрастием молятся перед ней о духов­ном прозрении, за детей, с просьбой родить здоровых детей, о благополучных родах. Иконе «Достойно есть» молятся при разных нуждах. К иконе преподобного Серафима Саровско­го обращаются с просьбами умалить болезни ног, сократить боли в пояснице, умалить чревные болезни, о пресечении бес­нования и бесов изгнании.

Александро-Невская лавра имеет не только огромное ду­ховно-религиозное, но и большое архитектурно-художе­ственное значение. Среди основных религиозных и одновре­менно ценных архитектурно-художественных строений Лав­ры — исторический Благовещенский храм. Его верхний храм — во имя святого Александра Невского и нижний — во имя преподобного Сергия Радонежского. Благовещенский храм с петровских времен стал местом захоронения членов царской семьи, родовитого дворянства, видных государствен­ных и военных деятелей России. В этом храме похоронен великий русский военачальник А. В. Суворов; над его моги­лой установлена мраморная плита с надписью «Здесь лежит Суворов».

Центральное место в Лавре занимает соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий со­бор) в стиле раннего классицизма. В его основание был за­ложен мраморный ковчег с мощами святого Апостола Анд­рея Первозванного. В соборе установлен иконостас из бело­го мрамора, царские врата сделаны из старорусского дуба Художественное оформление интерьера храма, роспись сво­да и купола были сделаны по моделям Ф. И. Шубина и эски­зам Д. Кваренги (1806 г., позже они подновлялись). Монас­тырский комплекс включает ряд других храмов, корпусов, хозяйственных и иных построек.

Этот монастырь в царский и имперский периоды стал местом захоронения крупных государственных деятелей, во-

еначальников, российской знати, лучших представителей рус­ской культуры и искусства. Некрополь монастыря с богаты­ми надгробьями, высокого художественного качества памят­никами и скульптурными надгробьями в советский период был превращен в музей городской скульптуры эпохи клас­сицизма. В Александро-Невской лавре похоронены, кроме А. В. Суворова, многие другие выдающиеся россияне: М. В. Ло­моносов, Н. М. Карамзин, М. И. Глинка, А. П. Бородин, А. Д. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, ФМ. Достоевский и др.

Еще один действующий монастырь в Санкт-Петербур­ге — Свято-Иоанновский женский монастырь, основан­ный преподобным Иоанном Кронштадтским (Иван Ильич Сергеев, 1820—1909; см. с. 418—422) в честь его небесного покровителя св. Иоанна Рыльского. Эта обитель стала само­стоятельной с 1902 г. Массивный пятикупольный комплекс монастыря возведен по проекту арх. Н. Н. Никонова. В основ­ном четырехэтажном здании просторный храм Собора Две­надцати Апостолов занимает два верхних этажа, на первом этаже находится храм Св. Иоанна Рыльского, в подвальном этаже (крипте) устроена церковь-усыпальница преп. Иоан­на Кронштадтского — это беломраморный храм Св. проро­ка Илии и Св. царицы Феодоры. Монастырь был закрыт в 1923 г. Возрождение обители началось в 1989 г., когда общи­не верующих возвратили храм Св. Иоанна Рыльского, а в 1991 г. монастырь официально возродился. Многие приез­жают сюда молиться, выразить дань почтения протоиерею Кронштадтского собора, русскому святому Иоанну Кронш­тадтскому.

Третий действующий монастырь — Воскресенский Новодевичий монастырь, был основан в 1748 г. по жела­нию императрицы Елизаветы Петровны, которая намерева­лась к старости удалиться именно в него. Елизавета Петров­на передала свой летний дворец, известный под именем «Смольный», для расселения насельниц этой обители. Кро­ме того, поблизости по ее указанию было открыто училище

для девочек из лучших дворянских семей. Но в 1764 г. мона­стырь закрыли, однако в 1845 г. он возродился, но изменил место расположения — переместился на Васильевский ост­ров, в 1848 г. он опять переехал на новое место (ныне — Мос­ковский проспект). Монастырь снова закрыли в 1925 г., он возродился только в 1997 г. Центром монастырского комп­лекса является собор Воскресения Христова (1849—1861), кроме того, сохранились Троицкий храм и храм во имя Ка­занской иконы Божией Матери.

Есть еще один действующий монастырь — это Свято­Троицкая Приморская пустынь — малый мужской мо­настырь, основанный в 1732 г. Расцвет этого монастыря был в 1830-е гг., когда его возглавлял святитель Игнатий Брян­чанинов (см. с. 262—263). К 1917 г. в этом монастыре жили почти 100 человек, из которых выбирали судовых священ­ников для русского военного флота. В 1920-е гг. пустынь закрыли, но в 1994 г. монастырь возродился. Главным стро­ением монастырского комплекса является пятиглавый дву­хэтажный собор в честь преподобного Сергия Радонежс­кого. Этот собор был заложен в 1735 г., в 1854—1859 гг. его перестроили в византийском стиле, он был рассчитан на 2000 человек. До 1917 г. в монастыре было 6 храмов и 4 ча­совни.

С начала 1990-х гг. в Санкт-Петербурге были возвраще­ны общинам верующих многие закрытые в советский пери­од храмы. Но некоторые из них, имеющие исключительно высокие архитектурно-художественные достоинства, пока еще не возвращены верующим или только частично исполь­зуются ими.

Исаакиевский собор занимает исключительное место в Санкт-Петербурге как религиозный центр и выдающее­ся произведение архитектуры в стиле позднего классицизма С 1710 г. по желанию царя Петра I начали строить церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, в день памяти которого (30 мая) родился сам Петр. Через два года в той первоначальной церкви царь Петр I венчался со своей

второй женой Екатериной I (см. с 379—381). Три храма во имя Исаакия Далматского сменили один другого. Собор, ко­торым мы восхищаемся сейчас, был построен по проекту французского архитектора Огюста Рикара де Монферрана Этот собор был заложен в 1818 г., строительство началось в 1819 г. Он был уже четвертым на этой площадке. Вчерне его завершили к 1842 г., а освятили — в 1858 г. Строительство было сложным, поэтому не спешили, делали надежно и кра­сиво на многие века Исаакиевский собор с четырех сторон обрамляют восьмиколонные портики, украшенные статуя­ми и барельефами. Собор завершен огромным металличес­ким золоченым куполом (диаметр 21,8 м) на барабане, ок­руженном 24 монолитными гранитными колоннами. Всего в соборе 112 различных колонн из карельского гранита Вы­сота собора 101,52 м, он занимает площадь более 1 гектара и вмещает около 12 000 человек. На семи его дверях разме-

image155

Исаакиевский собор

щены 51 барельеф, 84 бюста, 73 миниатюрные статуи. Собор в плане имеет форму греческого креста. Пол в нем выложен разноцветным мрамором. В барабане главного купола разме­щены скульптурные изображения 12 ангелов. Интерьер со­бора отделан уральскими камнями, в том числе драгоценны­ми, а также мозаикой и росписью. Иконостас собора об­лицован белым мрамором, украшен 10 малахитовыми и 2 лазуритовыми колоннами. В первом и втором ярусах ико­ностаса размещены мозаичные иконы, в третьем ярусе — живописные. В 1928 г. собор закрыли, затем создали в нем музей для целей антирелигиозной пропаганды. В годы Ве­ликой Отечественной войны собор частично пострадал, хотя был замаскирован. Историческое строение принадле­жит Государственному музею «Исаакиевский собор», но в нем по большим церковным праздникам уже проводят бо­гослужения.

Приезжающие в Санкт-Петербург непременно стремят­ся посетить дивной красоты Казанский собор в стиле клас­сицизма. Одних влекут туда совершенство архитектурных форм, разнообразие и богатство художественных, историче­ских, мемориальных ценностей, но год от года все большее число людей приходят в него во имя духовных целей, во имя духовно-нравственной поддержки и укрепления. Казанский собор построил император Павел I в честь иконы Казанс­кой Божией Матери (1801—1811, арх. А. Н. Воронихин); именно в этом соборе хранилась чудотворная Казанская ико­на Божией Матери, пребывавшая в богатейшем окладе (риза из чистого золота, алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, жемчужины, бирюза и т. п.). В 1932 г. собор за­крыли, разместили в его здании Музей истории религии и атеизма. В 1990-е гг. в Казанском соборе возобновились бо­гослужения. Собор поражает архитектурным величием, грандиозной полукруглой колоннадой из 96 поставленных в четыре ряда колонн, всего собор украшает 136 колонн. В нем пребывает икона Казанской Божией Матери, почитаемая чу­дотворной. В 1837 г. перед собором установили памятники

ярким российским военачальникам М. И. Кутузову (он похо­ронен в этом соборе) и М. Б. Барклаю-де-Толли.

Яркими чертами русской архитектуры, многоцветием поражает собор во имя Воскресения Христова на Екате­рининском канале (канал им АС. Грибоедова), известный более как «Спас на Крови». Он был возведен как храм-па­мятник на месте убитого 1 марта 1881 г. террористами-на — родовольцами императора Александра II (1818—1881, цар­ствовал с 1856 г.; получил титул «Освободитель» за манифест 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимо­сти, царь-реформатор). Собор построен в стиле русских цер­квей XVI—XVII вв. (1883—1907, проект академика архитек­туры А А Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пу­стыни Игнатия). При его проектировании использовались композиционные приемы и формы храма Василия Блажен­ного на Красной площади в Москве. Собор поражает мно­гоцветием декора; все 5 его глав покрыты цветной ювелир­ной эмалью. Стены храма облицованы эстляндским мрамо­ром и специальным глазурованным кирпичом, керамикой и изразцами. В нишах усгановлены 20 гранитных досок с пе­речислением важнейших событий царствования Александ­ра II.

Воскресенский собор является ярким достижением рус­ского храмового зодчества В нем пребывают мозаичные и другие иконы, некоторые выполнены в традициях стиля мо­дерн по эскизам М. В. Нестерова и В. В. Беляева В росписи, со­здании украшений этого собора принимали участие ВМ. Вас­нецов, Н. Н. Харламов, АА Парланд, А. П. Рябушкин, мастера мозаики Г. Ф. Батюшков, В. С. Кузнецов, ИМ. Баранов, МА Пет­ров. До 1917 г. Воскресенский собор не был приходским, до­ступ в него был ограничен. В 1930 г. собор закрыли, его даже собирались одно время снести. С 1970 г. здание собора при­надлежит Государственному музею «Исаакиевский собор», филиалом которого он является.

Собор во имя Равноапостольного князя Владимира, чаще называют «Князь Владимирский», или «Успения на

Мокрушах» (он возведен в XVIII в. на месте церкви Успения Богородицы). Он действует уже более 200 лет. Собор в 1928—1941 гг. был кафедральным. В соборе пребывает в ма­лахитовом киоте икона Казанской Божией Матери, почита­емая чудотворной.

Кафедральный (с 1941) собор Николо-Богоявленский, или Николы Мокрого, был построен (1753—1762, арх.

С. И. Чевакинский) на Корабельном (или Морском) полко­вом дворе и посвящен во имя святого Николая Мир-Ликий — ского, одного из самых почитаемых в России святых, покро­вителя путешествующих, моряков. На некотором удалении от собора возведена 4-ярусная колокольня (1756—1758, арх. С. И. Чевакинский) с тонким изящным шпилем. Главной свя­тыней собора является частица мощей св. Николая Мирли — кийского. Именно в этом соборе тогда митрополит Ленин­градский и Новгородский Алексий (Симанский, будущий Патриарх Московский и всея Руси в 1945—1970) в годы Ве­ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. ежедневно слу­жил божественную литургию.

Воскресенский Смольный собор — один из самых красивых в Санкт-Петербурге. Его строительство начали в 1748 г. (арх. Ф. Растрелли) по повелению императрицы Ели­заветы Петровны как главный соборный храм основанного ею Воскресенского Новодевичьего женского монастыря. В 1764 г. монастырь закрыли. Смольный собор был достроен и украшен по повелению императора Николая I (арх. В. П. Ста­сов); в 1835 г. собор был освящен и стал по указу Николая I называться Собором Всех учебных заведений. Собор запо­минается мощным центральным куполом и четырьмя баш­нями-колокольнями, объединенными в единый комплекс, богатством декоративной скульптуры. В 1923 г. собор закры­ли, в 1972 г. сняли его иконостас, превратили в концертный зал для исполнения русской духовной музыки.

В царский период в Санкт-Петербурге много было пол­ковых храмов. Так, Спасо-Преображенский собор пост­роен по указу императрицы Елизаветы Петровны на месте

размещения гренадерской роты Преображенского полка, гвардейцы которой первыми присягнули новой государыне ВІ741 г. С 1796 г. этот собор стал носить имя «Собора Всей гвардии». После пожара 1825 г. собор фактически пришлось возводить заново в 1827—1829 гг. (арх. В. П. Стасов). Главны­ми святынями храма являются икона Спаса Нерукотворно­го образа, почитаемая чудотворной (принадлежала царям Алексею и его сыну Петру I Романовым), чтимые иконы Бо­жией Матери «Казанская», «Всех скорбящих радость», «Зна­мение», «Утоли моя печали». Спасо-Преображенский собор с открытия никогда не закрывался, всегда был действующим религиозным центром.

В Санкт-Петербурге сохранилось великое множество других прекрасных православных храмов, о каждом из ко­торых невозможно рассказать в рамках ограниченного объе­ма этой книги.

Среди неправославных религиозных центров Санкт-Пе­тербурга в наши дни выделяются католический костел — храм Святой Екатерины Александрийской, Девы и Мучени­цы, на Невском проспекте (1763—1783; был закрыт в 1939 г., в 1992 г. — передан католической общине), есть и другие ка­толические центры. Кроме того, в городе с 1990-х гг. верую­щим возвращен ряд лютеранских центров, среди них еван­гелическо-лютеранская немецкая церковь Святого Петра на Невском проспекте (1833—1838, проект А. П. Брюллова; сильно перестроена), финская лютеранская церковь Свя­той Марии на Большой Конюшенной улице, шведская лю­теранская церковь Святой Екатерины и другие. В Санкт — Петербурге находится одна из крупнейших в Европе собор­ная мечеть (арх. Н. В. Васильев, С. С. Кричинский при учас­тии А. И. фон Гогена и академика-востоковеда С. Ф. Ольден­бурга, 1910—1920 гг.; была закрыта в 1940—1956 гг.; в наши дни принадлежит общине мусульман-суннитов), есть и дру­гие мусульманские центры. Кроме названных, в Санкт-Пе­тербурге есть действующие религиозные центры других кон­фессий.

Дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга уже более 290 лет восхищают петербуржцев и гостей их города, теперь они яв­ляются музеями. Первые из дворцовых строений были отно­сительно скромными — Летний дворец царя Петра I в Летнем саду — самый ранний и скромный из петербургс­ких дворцов; первое деревянное здание построили в 1704 г., его сменил в 1704—1712 гг. (арх. Д Трезини) небольшой ка­менный дворец. Разбитый при Петре I в 1704—1730 гг. Лет­ний сад в 1773—1786 гг. обнесли со стороны р. Невы изящ­ной кованой решеткой (арх. ЮМ. Фельтен, П. Е. Егоров); в нем установлены многочисленные статуи, бюсты, скульптур­ные группы на античные сюжеты. Дворец губернатора, князя А. Д. Меншикова — второй по времени создания исторический дворец города (1710—1714, арх. Д. Фонтан и Г. Шедель). В Михайловском (Инженерном) замке (1792—1800, арх. В. И. Баженов) был убит в результате двор­цового заговора император Павел I. В Санкт-Петербурге до наших дней сохранилось немало великолепных по внешне­му облику и внутреннему убранству дворцов русских вель­мож царского времени. Среди этих прекрасных строений дворцы (в скобках — годы их постройки) канцлера М. И. Во­ронцова (1749—1757, арх. Ф. Б. Растрелли), графа С. Г. Стро­ганова (1752—1754, арх. Ф. Б. Растрелли; 1790-е гг. — офор­мление 50 залов — арх. А. Н. Воронихин), графа П. И. Шува­лова и графов Шереметевых (XVIII в., арх. С. И. Чевакинский), графа А. Г. Разумовского (Аничков дворец, арх. М. Г. Земцов, Г. Д Дмитриев, Ф. Б. Растрелли, в начале XVIII в.; перестройка 1778—1779 гг., арх. И. Е. Старов), дворец князей Белосельс — ких-Белозерских или Строгановский дворец (1846—1848, арх. А. И. Штакеншнейдер), гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского (1762—1755, арх. А. Ф. Ко — коринов, Ж. Б. Валлен-Деламот), Юсуповский дворец (сере­дина XVIII в.), дворец князя ГА Потемкина (Таврический дворец, 1783—1789, арх. И. Е. Старов), другие дворцовые ком­плексы и главные дома роскошных городских усадеб.

В Санкт-Петербурге много мемориальных памятников, история которых начинается с петровских времен — с 1712г., когда начали устанавливать триумфальные арки (в XVIII—XIX вв. возвели несколько триумфальных ворот, в том числе Петровские ворота Петропавловской крепости (1714), Нарвские (1834, арх. В. П. Стасов), Московские (1834 — 1838, арх. В. П. Стасов), а также арка Новая Голлан­дия (1770-е гг., арх. Ж. Б. Валлен-Деламот) и др. В Санкт-Пе­тербурге много выдающихся памятников монументального искусства. Город украшают многие прекрасные произведе­ния монументального искусства. Среди них памятник Пет­ру I (открыт в 1782, скульптор ЭМ. Фальконе), генералисси­мусу А. В. Суворову (1801, скульптор М. Козловский), Нико­лаю I (1859, скульптор П. К. Клодт, арх. А. Монферран; един­ственная в мире конная скульптура, имеющая только две точки опоры), императрице Екатерине II (1873, скульптор М. Микешин) и многие другие.

Комментарии закрыты.