22.07.2011. | Автор:

Помните то, с чего началась эта глава? Да-да, именно с этого. С того, что признали, что успех можно (и нужно\) трактовать как обретение благополучия в различных сферах и на различных уровнях человеческой жизни. И рассмотрели вопрос о базовых сферах этого самого благополучия, выделив в качестве оных (если помните) здоровье, взаимоотношения, любовь/секс, работу и деньги. А вот вопрос об уровнях благополучия мы там благополучно же (экая игра слов!) оставили «за кадром». Но возвращаемся к нему здесь, ибо иначе вам трудно будет понять динамику благополучия в структуре человеческой жизнедеятельности.
Начнем с того, что несмотря на ссоры и раздоры, современная психология (в том числе в моем лице), худо- бедно, но приняла идею о существовании, как минимум, четырех уровней развития человека (и жизнедеятельности этого человека), от коей мы и начнем танцевать. Досоци- ального (он же доконвенциальный и даже довербалъный, т.е. доречевой). Социального (а также конвенциальном, вербальном). Постсоциального (он же постконвенциаль- ный и поствербальный). И надсоциальпого (он же внесо- циальный и вневербальный) При этом, правда, собственно психология преимущественно занималась двумя первыми уровнями, отдав третий и четвертый на откуп «духоведе- нию». Что это за уровни?
Первый (досоциальный) — это уровень несоциализированного (т.е. не обретшего своего места в обществе) человека. В общем-то ребенка, хотя иногда и очень боль-шого. Так, к сожалению, сжигающих машины жителей па-рижских пригородов или наших с вами болельщиков (неважно, какой команды), переворачивающих оные в цен-тре Москвы (или без всякой на то причины дерущиеся с почитателями конкурирующей команды) никак нельзя признать ни социализированными субъектами, ни даже просто взрослыми. При этом люди, живущие на досоциальном уровне, не соблюдают общественных норм: общепринятых «Что такое хорошо и что такое плохо», как бы все еще не подписав соответствующих соглашений-конвенций (точнее, не приняв на себя обязательства их соблюдать), от-чего и живут доконвенциально. Плоховато у них и с речевой сферой и словарным запасом. В первой в основном преоб-ладает ненормативная лексика, а во втором мы сталкиваемся с феноменом Эллочки Людоедочки из бессмертных «12 стульев» Ильфа и Петрова, когда ну очень ограниченного запаса уже нормативных слов вполне хватает для общения. В коем куда большую роль играют жесты и передающие эмоцию междометия (т.е. уровень этот еще и довербальный).
На втором уровне — социальном — свершившаяся социализация надолго вводит человека в систему общест-венных отношений, в которой он выполняет различные социальные роли (это то, что он делает — например, вы-ступает Мужем, Инженером или Начальником), реализуя себя в амплуа (это то, как он это делает — например, хорошо или плохо, весело или грустно, удачно или нет). При этом делает он это, в общем-то, довольно строго придерживаясь общественно-одобряемых образцов и неукоснительно соблюдая общественные соглашения (кон- венциальность). Участвуя в самых различных системах общественных отношений, человек научается довольно ловко болтать, обретая и реализуя свою вербальность. И либо так и живет, до самой своей смерти. С одной стороны, как бы наслаждаясь плодами цивилизации, а с другой, ощущая временами ну просто жуткое недовольство собственным самоосуществлением, самовыражением и самоу-тверждением (какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет? — вопрошали библейские мудрецы. Те, которые, не выдержав всеобщей серости, начинают искать себя, плавно переходят на третий уровень: постсоциальный. Нет, они еще не собираются (не готовы и не хотят) покидать общество. И в силу этого неохотно, как бы по инерции, все еще играют по его правилам. Но уже сознают их (правил) условность. И тратят время не на то, чтобы быть как все, и расти как все (т.е. чисто коли-чественно: в зарплате, статусе, доступе к общественным благам, власти, престижу и — чего греха таить — в чувст-венных удовольствиях). А начинают истово и неистово са-мореализовываться. Открывая свое и только свое. Для себя, а потом уже и для других. И только потому для других, что сначала для себя… Большинство таких людей так навсегда и остаются на этом, в общем-то, весьма полезном, пусть не для общества в частности, но для цивилизации в целом, уровне. И лишь единицы идут дальше, стремясь понять самою суть этой жизни — на ее четвертом (хотя и не по-следнем) надсоциальном уровне.
Именно здесь и только здесь человек внезапно осознает жуткую идавящую все и вся условность общественных соглашений. И просто как бы уходит из общества, отказываясь бегать в стае и выть по команде вожака. В своеобразную эмиграцию: когда внутреннюю («я останусь с вами, но буду вне вас»), а иногда и внешнюю («я уйду от вас и так буду вне вас»). В первом случае он становится тем, кого называют Аутсайдером (нет, не последним в забеге, а в буквальном смысле «стоящим в стороне»), а во втором — Отшельником: неважно, в лесу, в монастыре или в ските… Но кем бы ни были эти «надсоциальные» люди, элиту (но не общества, а цивилизации в целом) составляют именно они. Если, конечно, их уход от Мира был осознанным шагом на Пути, а не бессознательным поиском Убежища. Критерий для различения первого и второго один: Аутсайдеры — это те, кто социально состоялся. То есть вполне социализированные индивиды, которые, обретя необходимые или даже достаточные общественные блага, тем не менее остаются недовольными недостаточным Смыслом предлагаемой им этим самым обществом жизни.
А теперь смотрите, насколько точно и четко вы-шеупомянутая древнеиндийская модель успеха ложится в эту концепцию четырех уровней жизни. Ведь получается, что задачей первого этапа человеческой жизни является об-ретение артхи («надо же на что-то жить…»). Второго — реализация камы («…получая от этого удовольствие…»). Третьего — осуществление дхармы («.. .и, конечно же, реа-лизуя свое Предназначение…»). А четвертого — получение Мокши («…с последующим — если повезет — выходом из этой поднадоевшей земной игры и переходом в Космическую лигу…»).
Честно говоря, идея о четырех уровнях развития и жизни человека оказалась столь продуктивной, что я уму-дрился сделать с ее помощью кучу неожиданных выводов. Например, о том, что каждому из них соответствуют четыре подхода к человеку. Психотерапевтический, целью которого является устранение «ошибок социализации». Психологический, каковой занимается уже только (или более) проблемами социальной самореализации. Лич-ностного роста и развития, где человек ищет и находит себя. И духовный, где генеральной задачей выступает обретение Космического Сознания. И еще кучу других выводов, представление о которых (части из которых) дает вам нижеприведенная таблица.
І Уровни жизни
1 Досоциальный ! Социальный Посісоцнальньїй і Надсоциальный
Область Я интересов Другие Мир ! Бог
!
Аспект ! Арг\а блаюполучия , Кама Дхарма Мокша
Представление 1 Материальное об успехе блаюполучис Чувственные удовольствия Самореализация Духовность
Задачи ; Социализация
j Социальная адаптация Самореализация Обретение Космического Сознания
Область точки ‘ Правила и сборки припишім реальности Логика и вьн ела Чувства и ценности Идеи и
возможное 1 и

Здесь я на время ухожу от консалтинга и обращаюсь к, так сказать, основам основ. К тому, о чем уже — но лишь отчасти — писал ранее. К трем макро-картам — базовым представлениям о себе, других и мире — которые практически на 100% определяют такую ну очень важную в кон-тексте нейротрансформинга характеристику, как удачливость. А заодно и делают этот нейротрансформинг возможным.
Дело в том, что еще до рождения, у любого ребенка складываются некие исходные представления, впоследствии задающие все его отношение к жизни в широком смысле этого слова (да и саму по себе эту жизнь). Так называемые (иначе) базовые экзестенциальные позиции /17/. Представление б»том, насколько благополучен он сам; на-сколько благополучны другие, и насколько благополучен мир, в котором ему предстоит жить. У подавляющего большин-ства детей к моменту рождения тпи этих мета-карты соо-тветствуют идеальному варианту «все о’кэй». я, другие и мир (к редким исключениям относятся те, кого хотели убить еше в утробе матери, сделав аборт; или те, вынашивание которых происходило с выраженными патологиями). Однако далее травма рождения (крайне неприятный и плохо организованный процесс), родительское программирование и воздействие значимых других, приводит к тому, что вышеупомянутые мета-карты пришедшего в этот мир человека меняются, а после как бы фиксируются.
О тех немногих, которые сумели в буквально нече-ловеческих условиях сохранить мета-карту «я благополучен — другие благополучны» (во избежание сложности анализа позиция человека относительно мира обычно опускается) ничего писать не будем: во-первых, ни в каком таком ней- ротрансформинге благополучия (правда — базового) они особо не нуждаются, а, во-вторых, таковых действительно просто мало — ну очень-очень мало…
Что же касается тем, кому не повезло, то прежде всего (и, возможно, чаще всего), в силу ряда обстоятельств они принимают в качестве основной мета-карты принцип «я НЕ благополучен — другие благополучны». Возникает это как из-за беспомощности ребенка, его целиком и полностью зависимой позиции во время и после родов, так и вслед-ствие более поздней его заброшенности родителями и зна-чимыми другими. Однако как бы не «генерировалась» эта самая мета-карта, рано или поздно многочисленные наши обиды и унижения находят свое выражение в ощущении беспомощности и ненужности себя («я не благополучен») при полном или относительном признании благополучия определяющих его жизнь и управляющих ею всесильных Взрослых («другие благополучны»).
Бывает (но реже, значительно реже), что человек принимает другую мета-карту: «я благополучен — другие НЕ благополучны». Обычно происходит это в силу двух причин. Либо подчеркивания превосходства ребенка над прочими и остальными (это когда он растет в атмосфере всепрощения, почитания себя, но принижения и подавления других).
Либо, наоборот, при постоянном его унижении, угрожаю-щем здоровью (как психическому, так и физическому), а то и самой жизни. Когда для того, чтобы преодолеть свою приниженность и беспомощность, а то и просто выжить, ребенок как бы «опускает» мучителей, признавая их неадекватность; и возвышает себя, любым образом оправ-дывая собственную адекватность и, возможно, исключи-тельность.
Наконец, еще реже, но все же бывает, что человек принимает еще одну — самую безнадежную — мета-карту: «я НЕ благополучен — другие НЕ благополучны». Мета- карту безнадежного отчаяния и опустошающего душу бес-силия, когда все, что остается, так это только «тонуть» дальше, опускаясь на самое дно, и обреченно ждать, когда же все это, наконец, кончится…
Наверное, вам понятно, что ни одна из трех выше-перечисленных мета-карт не может считаться подлинно благополучной: и в самом широком смысле этого слова и в плане нейротрансформинга. Ибо люди, воплощающие свою жизнь с мета-картой «я не благополучен — другие благо-получны» во все века и времена, и даже в самых что ни на есть благоприятных условиях живут тяжело и грустно. Не претендуют на успех и результат; отказываются от инициа-тивы и ответственности. Недостаточно уверены в себе. Низко оценивают свои жизнь и деятельность. А также про-сто часто, но как-то вяло, болеют (и психически, точнее психологически, и физически). Те, которые «бытийствуют» с мета-картой «я благополучен — другие не благополучны», наоборот постоянно реализуют надменное превосходство, чванливость и самодовольство. Подавляют и принижают других, используя их в качестве только лишь инструмента для достижения собственных целей. Борются со всеми и вся, терроризируя близких. Устраивают бесконечные разборки и обнаруживают врагов даже там, где их и в помине не было. Ну а те, которые буквально (и только лишь) существуют с установкой «я не благополучен — другие не благополучны», чаще всего проводят свою жизнь в домах для хронических больных, наркологических, психиатрических и соматических стационарах, местах лишения свободы и даже просто в бомжатниках. И либо кончают с собой сами, либо бессмысленно и обреченно, ждут этого конца, не имея ни сил, ни ресурсов на жизнь, и даже не ожидая никакой помощи…
Что особенно интересно, так это то, что именно вы-шеописанные макро-карты определяют такую важнейшую вещь, как наш личностный сценарий.
По наиболее общему определению сценарий — это неосознанный (скорее, неосознаваемый) жизненный план, базовый сюжет которого мы пишем в раннем детстве (еще до того, как научились говорить!), в основном оформляем к семи годам, а в юности немного пересматриваем и оконча-тельно утверждаем («принимаем в третьем чтении»). Это в высшей степени бессознательное образование (без специ-ального анализа мы совершенно не осознаем, что слепо, верно и неуклонно следуем сценарию) имеет начало, сере-дину и конец. И мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что неуклонно движемся к некой финальной сцене, которую определили в детстве. Сценарий жизни человека может быть интересным или скучным, героическим или позорным, комичным или трагичным. И, конечно же, в нем при-сутствуют положительные герои и героини наряду со злодеями и второстепенными персонажами.
Этот неосознанный план жизни достигает кульми-нации в избранном финале: финальной сцене, именуемой расплатой. И при проигрывании сценария мы бессозна-тельно выбираем поведение и контексты (условия и об-стоятельства), которые приближают нас к этой самой расплате. И это было бы хорошо и нормально, если бы все сценарии но, так сказать, чисто качественному показателю, не делились бы на сценарии благополучпиков (выигры-вающих в этой жизни, или победителей), середняков (не выигрывающих, но и не проигрывающих) и неблагополуч- ников (проигрывающих, или побежденных). При этом расплатой проигрывающих (да и середняков тоже) обычно выступает одиночество, истощение, болезнь, самоубийство и/или убийство. Если не верите, перссг1 отрите-ка передачу «Как уходили кумиры», из которой наглядно следует, что расплаты — финальные сцены сценариев — наших «звезд» были просто страшными. Такая вот получается «ириска» -— совсем даже не вкусная.
Если воспользоваться уже знакомой вам четырех- клеточной (с исключением позиции по поводу мира) ма-трицей и основными положениями теории банальных сценариев К. Штайнера (По /17/), получится следующее («+» в схеме соответствует позиции благополучия, а «-» — неблагополучия)
Я + Другие + Я Другие *
БП: «Живи и радуйся»
ИС: «Я буду жить и радоваться»
ДВ: Изменения БП: «Не будь» ИС: «Без любви» ДВ: Самоубийство
Я * Другие Я Другие
БП: «Не сближайся» ИС: «Без чувств» ДВ: Убийство БП: «Ум бесполезен» ИС: «Без ума» ДВ: Сумасшествие

Сначала разберемся в основных понятиях. В выше-приведенной схеме под базовым предписанием (БП) пони-мается некое Главное Послание родителей ребенку (или своеобразная квинтэссенция всех их посланий). Под исходным сценарием (ИС) — некая болванка (черновик или заготовка) того самого неосознанного Жизненного плана (сценария), выраженная одной емкой фразой. А под дверью выхода (ДВ) — некая форма промежуточного (а иногда и окончательного) финала-расплаты, одновременно высту-пающая излюбленной формой решения нерешаемых про-блем («Если все и дальше будет так плохо, я изменюсь, покончу с собой, кого-нибудь убью, сойду с ума
— нужное подчеркнуть).
Из вышеприведенного следует, что вообще-то бла-гополучный сценарий могут обрести только те, кто вопреки родителям (чаще всего) или благодаря их героическим уси-лиям (крайне редко) приобрели макро-карту «Я благополучен и другие благополучны». Потому как именно им (и в результате их принятия) родители дали удивительное пред-писание на жизнь: «Просто живи и радуйся!» (обратили внимание: «просто живи и радуйся», а не, скажем, «много и тяжело работай», как большинству из нас). В результате эти люди принимают удивительно здоровую основу лич-ностных сценарием «Жить, живя и радуясь» (Я просто буду жить и радоваться»). Отчего даже дверью выхода для них
— и только для них — становится простая идея: «Если что- то не так, МНЕ надо измениться». Почему только для них? Да потому, что все остальные придерживаются совсем дру-гой философии, ехидно сформулированной Львом Толстым: «надо меняться — это всегда о других, а не о себе…» И согласны, в случае наличия проблемы, менять все и вся, кроме главной причины ее возникновения: самого себя… Итак, только люди с исходным «Я+ Другие1» способны об-рести сценарий благополучника. С остальными дела обстоят куда как хуже, потому что «человеки» с экзистенциальной позицией «Я Другие+», как правило, «стартуют в жизнь» с убийственным напутствием «Не будь» (здоровым, счастливым, успешным и т.д. и т.п.). Причем дают это самое предписание родители никогда не прямо, но почти всегда косвенно: в форме так называемого обусловливания. Например, предписание «Не будь здоровым» косвенно, но очень даже легко, дается родителями чаду следующим образом. Пока ребенок здоров, на него никто не обращает внимание. Но стоит ему заболеть, как над ним начинают любовно кудахтать, кормя всяческими вкусностями, не только папа и мама, но и все бабушки и дедушки. И тогда ребенок (точнее — его бессознательное) как бы смекает: вот он — универсальный рецепт счастья! Чтобы тебя любили, надо (достаточно) быть больным (т.е. не быть здоровым)! А буде одной из главных задач дитяти в первые годы жизни является как раз поиск способов получения любви и внимания со стороны значимых других (и просто других — как говаривал французский структуралист Лакан, главным желанием человека является желание быть желанным…), способ этот закрепляется в сценарии «Без любви» (еще бы — ведь получается, что просто так никто тебя любить не будет — чтобы любили, надо не быть , а постоянно делать это
невозможно). И отныне, до самой своей смерти или ус-пешного перепрограммирования, этот человек будет добиваться (именно так: не получать, а добиваться) любви других, болея едва ли не всеми известными современной науке болезнями. А если любви окажется (покажется) не-достаточно, станет хроником и уж точно завершит свой сценарий (и жизнь) финальной сценой «Любящие(!) друзья и родственники у смертного одра безнадежно больного меня». А это в сути своей есть скрытое и только лишь ра-стянутое во времени самоубийство. К каковому в качестве двери выхода из’лроблем вообще тяготеют представители славного (вообще-то не очень, так как сам таким был когда- то) племени «Я- Другие+». Только не надо падать в обморок по поводу вышеупомянутого самоубийства как двери выхода. Это вовсе не значит, что, столкнувшись с серьезной проблемой, человек немедленно начнет искать веревку, табурет, крючок и кусок мыла (желательно в хорошем со-стоянии). Самоубийство может быть ну очень растянутым во времени и совершаться в любой из сфер жизни человека. Например, почти имманентно свойственной «дорогим рос-сиянам» алкоголизм (или явная к нему склонность) является прекрасным способом долговременного и не лишенного приятности самоубийства. Сразу во всех сферах. Социальной, ибо опустимся на дно. Профессиональной, поскольку с работы точно выгонят. Семейной, так как жена, скорее всего, уйдет. И, конечно же, физической, буде организм долго не выдержит, а если и протянет, то, скорее всего, ноги…
Экзистенциальная позиция «Я* Другие » на первый взгляд как бы даже дает куда как больше возможностей для формирования сценария благополучника (неслучайно почти все наши Богатые Буратинки «стартуют в жизнь» именно из нее). Вот только расплата у них отнюдь не благополучная: чаще болезни от перенапряжения (гипертония, ишемия, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта) и одиночество (либо в семье, либо даже в социуме — особенно если обманутые собрались с силами и таки от-правили тебя в места не столь отдаленные…). А все потому, что базовое предписание родителей «Не сближайся» можно действительно выполнить, только исходя из сценария «жизнь без чувств» (живя без них и тем будучи обреченным на одиночество). Ну а если кто-либо все же пожелает приблизиться, создав тем самым проблему, всегда остается дверь выхода: убийство. Нет, и здесь поймите меня пра-вильно. Предпочтение позиции «Я + Другие » к данной двери выхода вовсе не значит, что подобный человек сам убьет кого-то (хотя большинство киллеров живут но этой макро-карте) или наймет убийцу (хотя большинство заказ-чиков происходят как раз из тех, кто живет по принципу «Я благополучен—Другие неблагополучны»). Нет, убивают они проще и изощренней. Своих контрагентов и поставщиков — срывами сроков оплаты выполненного и уже поставленного. Своих подчиненных — бесконечными придирками. Своих домочадцев — беспощадным брюзжанием и головомойками. И, как говорится, «и так далее, и тому подобное».
Наконец, последняя из четырех экзистенциальных позиций — «Я» Другие»» безусловно, чревата возникновением сценария неблагополучника и проигрывающего (свою, собственную жизнь — как бы побежденного этой жизнью). В банальном ее варианте все это происходит (и исходит) из-за (из) базового предписания родителей «Ум бесполезен» (напоминаю, что оно может быть запросто и спокойно дано папой и мамой, которые, например, в силу собственной неполноценности — не обязательно умственной — не любят своего ребенка именно тогда, когда он этот самый ум демонстрирует). В результате несчастное дитя принимает в качестве исходного сценарий «Жизнь без ума». И буквально становится идиотом. Точнее — человеком с низким практическим (для реальной жизни) и теоретическим (для обдумывания оной) интеллектом. Это все те, кто постоянно покупаются на посылы шарлатанов и лохотронщиков: за бесценок продают свои квартиры; и глупо отдают собственные жизни в угоду тому, что они даже не пони-мают. .. Потенциальные бомжи: обитатели трущоб и ночлежек, для которых дверь выхода в виде сумасшествия является не только расплатой, но и блаженным исходом…
Далее пойдут упражнения: первые, немного некон-кретные, но их какие важные. Каковых всего будет ну только двадцать йять (что хорошо), зато весьма и весьма крупных (что не очень-то и хорошо). Так вот: тогда и только тогда, когда вы — четко и последовательно — выполните все из них, вам откроется «светлый путь» в ваше собственное благополучие. Со всеми вытекающими из этого по-следствиями, в виде эффективности и счастливости…
Упражнение 1.
4 Попробуйте объяснить кому-то достаточно терпеливому, что такое консалтинг.
Упражнение 2.
4 Огорошьте своих знакомых утверждением, что в том, что они плохо живут, нет никакой их вины — потому что это целиком и полностью их заслуга… После чего до-кажите это, используя, например, модель (метафору) планетария.
Упражнение 3.
4 Прикиньте, как у вас обстоят дела с эффективностью и счастливостью — пока в целом.
Упражнение 4.
4 Определите, на каком таком уровне жизни вы за-стряли и каковы в связи с этим ваши, так сказать, жизненные задачи.
Упражнение 5.
4 Оцените свою экзистенциальную позицию и вы-текающие из нее последствия для вашей жизнедеятельности.

Книга Нейротрансформинг — психология счастья

Комментарии закрыты.