Теперь представьте на mi новеиие, что вам удалось путем химических реакций создать целый микро косм. Ведь для этою творения вы будете Созчате лем. Почему же так трудно людям представить бесконечную цепь Создателей — от низших до Высших в Недоои тсмости?
«Иерархия»
Все до сих пор рассмотренные модели описывают автономную эволюцию КЦ без учета ее взаимодействия с другими цивилизациями. Гетерономная[210] эволюция означает одновременную эволюцию множества взаимодействующих КЦ Упор делается на слове «взаи модействующих», ибо речь идет не просто о параллельном развн гии многих цивилизаций, а о взаимодейсгвии между ними, причем взаимодействии такого уровня, когда можно говорить о совместной эволюции в рамках единой системы более вьгеокого ранга — Мета цивилизации. Идея объединения цивилизаций в различной форме высказывалась рядом авторов: «Союзы ближайших солнц, согозьг союзов и г. д.» (К. Э. Циолковский), «Великое Кольцо» (И. А. Ефремов), «Галактический клуб» (Р Брейсуэлл). Мьг уже упоминали об идее Н. С. Кардашева — объединения цивилизаций в компактную систему. С. Лем обращает внимание на то, что, если в каком-то месте Галактики в силу тех или иньгх причин образуется скопление КЦ, то, вследствие эффекта положительной обратной связи фон Хорнера, контакты между цивилизациями в этом «сгущении психо — зоя» будут нарастать, втягивая все большее и большее количество цивилизаций, что, в конечном итоге, должно привести к образованию некоего единого «Сверхорганизма». Такие условия легче всего могут реализоваться, например, в ядрах галактик или в цен тре шаровых скоплений. Но процесс интеграции в целом может быть типичен и для всей Галактики. «В дальнейшем, — пишет
Н. А. Уранов, — к.01да будет установлен эффект обитаемости всех миров, появится тенденция целесообразности объединения всего человечества Солнечной системы. Объединение человечест ва всего нашего Космоса и будет первой ступенью того, что называе гея космическим счияннем».
Л. В, Лесков рассматривает образование Метацивилизаций как закономерный этап эволюции Космического Разума. Согласно сто концепции, на поздних стадиях техноэволюции по мере развития информационных КЦ происходит постепенное размывание границ между индивидуальным интеллектом и интеллектуальным потенциалом всей цивилизации, между отдельным индивидуумом и социумом в целом (образование «нообионта»). Переход КЦ на эту стадию эволюции вначале ведет к повышению эффективности функционирования, а затем может вызвать ее уменьшение вследствие излишней унификации разумной жизни, ограничения возможного разнэобразия ее внутренних состояний. Один из эффективных путей разрешения этого противоречия Лесков видит в объединении с другими цивилизациями в рамках ге1ерономной эволюции.
В зависимости от способов обмена информацией между КЦ, входящими в Me тацивилизацию, Лесков выделяет три модели Метацивилизаций: 1) ортодоксальная модель МЦ, основанная на использовании известных в настоящее время средств и методов, таких, как радиосвязь, посылка автоматических зондов и т. п.; 2) парадоксальная модель МЦ, в основе которой лежит возможность использования принципиально новых, неизвестных ныне явлений природы; 3) Метацивилизации искусственного происхождения. Последние образуются в том случае, ко1да внутренняя логика развития КЦ ставит ее перед необходимостью перехода к гетерономной эволю ции, а партнеры по эволюции в доступных окрестностях КЦ отсутствуют, или ортодоксальные средства связи оказываются неэффективными. Тогда КЦ может приступить к искусственному созданию партнеров по гетерономной эволюции. Для этого может использоваться либо направленная панспермия («посев жизни»), либо различные формы космокреатики, рассмотренные в предыдущем пункте.
Каковы закономерности гетерономной эволюции? Принцип го — меоста гичности можно считать универсальным, поэтому он, верояг но, сохраняется и для гетерономной эволюции. Эффективность КЦ можно характеризовать величиной энергии, расходуемой на получение единичного объема информации, необходимой для поддержания гомеостаза системы. Возникновение Метацивилизации ириво дит к увеличению эффективности вследствие «разделения труда» (раз деления функции) между различными КЦ. С друг ой стороны, с ростом числа КЦ, образующих Мегацивилизацию, увеличиваются энер гегические затраты на поддержание связи между ними. Поэтому можно думать, что (по крайней мере, дня ортодоксальных моделей МЦ) существует предельное число цивилизаций, входящих в МЦ, превышение которою вызывает уже не рост, а падение эффективности. Сле довательно, Метацивилизации должны поддерживать численность составляющих их КП па некотором оптимальном уровне (достаточ по далеком от предельного значения)
Дальнейшее повышение эффек гивностн должно быть обеспечено за счет объединения МЦ, т. е. образования еще более высоких иерархических информационных структур («союзы МЦ», «Союзы союзов» и т д.). Творческие возможности таких Иерархий безграничны. Воистину, они могут создавать миры: планетные системы, г алактики и вселенные.
На стадии техноэволгоции, как мы отмечали, характерной чертой разви тия является процесс дифференциации, усложнения впут ренней структуры КЦ. С переходом к гетерономной эволюции все большую роль начинают играть интеграционные процессы. Еще одной важной особенностьк J Г етерономной эволюции являет ся значительное удлинение продолжительности жизни системы в целом, ггбо, по мере прекращения существования отдельных КЦ (или выхода их из коммуникативной фазы), Метацивилизация может по — полняться новыми КЦ. На это обращает внимание Л. Н. Ники шип[211]. В пределе, имея в виду Иерархическую лест ницу Космических Цивилизаций, мьг приходим к представлению о бесконечно долгом существовании Разума. Впрочем, на достаточно высоких ступенях этой Лесжицы само понятие гремсни т еряег привычный нам однозначный смысл. Наггример, если представить себе Мегацивилизацию, основанную па представлениях о микро-макросимметрии Вселенной, т. е. охватывающую собой систем} взаимопроникаю щих квазизамкнутьгх миров, то в такой системе миллиардьг лет одного мира могут соответствовать ничтожным долям секунды другого мира.