11.05.2012. | Автор:

Как только возникло новое слово — педикар, в русском языке ему тотчас нашелся синоним. Словарь названий транспортных средств пополнил­ся понятием веломобиль. С ним идея педальной ко­ляски обрела у нас в стране почву под ногами.

Каждый год в конце мая в Литве, в городе Шяу­ляе проводится конкурс этих экипажей.

Какие же требования предъявляет строгое жюри к веломобилю? Поскольку он предназначен для езды по дорогам с различным покрытием, форма его должна быть простой, окраска — не пестрой. Это, так сказать, общее пожелание. По­мимо него, немало еще технических и эксплуатаци­онных: и рулевое управление, и переключение ско­ростей, и сигнальные устройства, и парное или единоличное педалирование, и защита от дождя, и, наконец, возможность переносить машину (при необходимости) на руках.

Изобретатели ухватились за педальный привод, но «колеи аналогий» мешали многим из них найти самобытные решения — не удавалось избежать сход­ства либо с автомобилем, либо с велосипедом. Веломобиль же должен существовать в природе ме­ханического движения сам по себе. Как поступить? Прежде всего пришлось сменить вращательное дви — дение педалей на возвратно-поступательное, сни­зили по сравнению с велосипедом и центр тяжести. И вот потихоньку начала вырисовываться форма — наконец веломобиль можно рассмотреть со всех сто­рон. Это не самоделка с неуклюжими случайными пропорциями «изгоя улиц», а вполне скульптурная, пластичная машина, очертания которой слегка по­вторяют силуэт сидящего в ней человека. Рама для

Легкости сооружена из тонкостенных труб, для под­вески задних колес использованы еще две рамы от велосипеда для подростков «Орленок», сами колеса от подросткового велосипеда «Школьник», педали — на шарнирных рычагах. Колпак из плексигласа служит веломобилю прозрачным верхом, он легко откидывается назад, подобно дождевому капюшону, а затем из удобного сиденья с высокой спинкой при­поднимается сам ездок и легко выскальзывает на­ружу.

Веломобиль очень легок, правда, не столько хо­дом, сколько весом (всего 29 кг). Скорость его пока уступает американскому педикару. Назван экипаж «Вита», его создатель харьковчанин Юрий Стеб — ченко — преподаватель автодорожного института.

Пример оказался заразительным. Вслед за «Ви­той» появился экипаж «Колобок», вполне оправды­вающий свое название,— маленький, компактный, на четырех колесах от мопеда «Верховина». Внутри также все решено с большой изобретательностью, даже руль после езды откидывается, позволяя ез­доку беспрепятственно покинуть экипаж. А на слу­чай непогоды имеется складной, быстро устанавли­ваемый тент. Работая над передачей усилий от пе­далей, создатель «Колобка» Виктор Овсеенко ре­шил не следовать уже известной конструкции, а соорудить что-нибудь свое. Он перебирает самые разнообразные типы передач и, наконец, останав­ливается на клиноременной. В отличие от цепной она сложнее: и дифференциал, и сцепление, и даже коробка передач. Максимальная скорость будет, воз­можно, составлять километров 40 в час, но это предположительно, ведь закарпатские дороги (изоб­ретатель из Закарпатья) требуют особого внимания к ходовым качествам веломобиля.

Следует отдать дань уважения и туляку Александ­ру Герасину, построившему в 1985 году веломобиль облегченной конструкции — упрощенный, компакт­ный и быстрый.

Комментарии закрыты.