Уран — седьмая по порядку от Солнца планета Солнечной систе­мы, открытая в 1781 г. английским астрономом В. Гершелем. Уран от­носится к числу планет-гигантов. По диаметру он почти вчетверо больше Земли, очень далек от Сол­нца (19,2 а. е.) и освещен сравни­тельно слабо.

Какие-либо детали на поверх­ности Урана различить обычно не удается из-за малых угловых раз­меров планеты в поле зрения те­лескопа. Это затрудняет его иссле­дование, в том числе и изучение закономерностей вращения.

По-видимому, Уран (в отличие от всех других планет) вращается вокруг своей оси как бы лежа на боку. Такой наклон экватора созда­ет необычные условия освещения: на полюсах в определенный сезон солнечные лучи падают почти от­весно, а полярный день и поляр­ная ночь охватывают (поперемен­но) всю поверхность планеты, кроме узкой полосы вдоль эквато­ра. Так как Уран обращается по орбите вокруг Солнца за 84 года, то полярный день на полюсах про­должается 42 года, а затем сменя­ется полярной ночью такой же продолжительности. Лишь в эква­ториальном поясе Урана Солнце регулярно восходит и заходит с пе­риодичностью равномерного осе­вого вращения планеты. Даже на тех участках планеты, где Солнце рас­положено в зените, температура на Уране (точнее на видимой поверх­ности облаков) около -215°С. В та­ких условиях некоторые газы за­мерзают.

В составе атмосферы Урана най­дены водород и небольшая примесь метана, по косвенным признакам — гелий в довольно большом ко­личестве. Как и другие планеты-ги­ганты, Уран имеет такой состав, ве­роятно, почти до самого центра. Однако средняя плотность Урана (1,58 г/см3) лесколько больше, чем плотность Сатурна и Юпитера, хотя вещество в недрах этих гигантов сжато значительно большим давле­нием, чем на Уране. Это можно объяснить предположением о повы­шенном содержании гелия или су­ществованием в недрах Урана ядра из тяжелых элементов.

Одной из необычных особенно­стей Урана является открытая в 1977 г. система опоясывающих его колец. Они состоят из множества отдельных непрозрачных и, по-ви­димому, очень темных частиц. В от­личие от колец Сатурна кольца Урана — узкие, как бы «ниточ­ные», образования. Они не видны в отраженном свете и обнаружи­ваются только по сильному ослаб­лению блеска звезд, оказавшихся для земного наблюдателя позади колец при орбитальном движении Урана. Удаленность колец от цент­ра планеты составляет от 1,60 до 1,85 радиуса Урана.