14.09.2011. | Автор:

1-я стадия (астеническая).

Больные, испытывавшие до этого сильный аппетит, после первого приема небольшой порции пищи (100-200 граммов сока) чувствуют предельное насыщение. Но уже через короткое время (20-30 минут) снова ощущают сильный голод. Жажда полностью удовлетворяется выпиваемым соком. В это время у больных вновь усиливается слабость, и они ложатся в постель. Настроение часто неустойчивое. Стул появляется, как правило, со 2 — 3-го дня питания. Пульс учащается и становится неустойчивым, дыхание менее глубоким, более частым. Вес тела в первые 1 — 2 дня восстановительного периода продолжает понижаться (на 100-200 граммов в сутки).

2-я стадия (интенсивного восстановления).

Наступает на 4-6-й день. Аппетит быстро повышается. Теперь для насыщения требуется уже достаточно большое количество пищи. Бес тела быстро нарастает — примерно в тех же пропорциях, в каких он падал в разгрузочном периоде, и достигает первоначального уровня в срок, равный его длительности, а иногда даже быстрее. Параллельно нарастают и физические силы, быстро улучшается самочувствие, повышается настроение, болезненная симптоматика большой частью исчезает. Артериальное давление достигает нормального уровня, пульс делается устойчивым, нормализуется стул. Большой аппетит и повышенное настроение держатся у больных в течение 2-3 недель.

3-я стадия (нормализация).

Аппетит у больных становится умеренным. Вопросы питания перестают быть главными. Настроение делается ровным, спокойным. У некоторых психических больных даже появляется критическое отношение к прошлым бредовым высказываниям.

Конечно, все перечисленные симптомы проявляются индивидуально. Все зависит от больного, от характера реакции организма на лечение.

У одних пациентов реактивность хорошая, все описанные стадии хорошо выражены и начинаются своевременно. Лечение в этих случаях дает наилучший терапевтический эффект.

У других эти стадии или хорошо выражены, но отстают во времени, или своевременны, но слабо выражены. Это люди, основные нервные процессы у которых инертны или чрезвычайно подвижны. Эффективность лечения у них снижена, положительные результаты проявляются замедленно или они нестойки.

Есть и такие больные, у которых не удается наблюдать этих трех стадий. У них пониженная реактивность. Обычно лечение их дозированным голоданием дает незначительный и кратковременный эффект.

Можно сказать, что выраженность стадий и эффективность лечения РДТ непосредственно зависят от состояния реактивности, характеризующей сохранность тех защитных сил организма, которые мы мобилизуем при лечении голоданием. Реактивность определяется основными свойствами нервных процессов, их силой, уравновешенностью, подвижностью. У больных, у которых они в оптимальном состоянии, результаты хорошие. Пациенты, у которых отмечается снижение реакции или преобладает раздражительность, эффективность лечения снижается.

— А теперь,- предложил я доктору С.,- заглянем в "мозг" нашей клиники, в ее исследовательские лаборатории, посмотрим, как подтверждаются наши клинические наблюдения аналитически. Здесь проводится работа по всестороннему изучению больного, вскрываются те процессы, которые "внутренний врач" осуществляет в его организме во время лечебного голодания.

На основании этих исследований, а также анализа клинических наблюдений и ряда биологических факторов удалось уже сделать некоторые выводы, позволяющие объяснить механизм терапевтического действия лечебного голодания, подметить его определенные закономерности при течении различных заболеваний, выявить те "контрольные" показатели, которые дают возможность в какой-то степени прогнозировать терапевтический успех лечения каждого больного.

Эти исследования помогают и научно обоснованно возразить против отрицательных взглядов на физиологическое действие РДТ, которые иногда высказывают некоторые специалисты. В частности, некоторые медики опасаются появления при лечебном голодании нарушений белкового обмена, приводящих к дистрофии,- вопрос, которого мы уже частично касались. Общеизвестно, что явления алиментарной дистрофии характеризуются прежде всего понижением содержания белка в сыворотке крови. Проведенные исследования свидетельствовали, напротив, об увеличении этого показателя, по сравнению с исходным, на протяжении всего периода РДТ. Выделение же продуктов азотистого обмена с мочой за время голодания постепенно уменьшается, а это свидетельствует об отсутствии патологического распада белковых структур.

Благодаря биохимическим исследованиям обнаружена связь между скоростью адаптации к голоданию (скоростью перестройки обменных систем на внутреннее питание) и эффективностью терапии. Лечение больных, у которых эта перестройка происходит быстро, в течение 3- 5 дней голодания, дает обычно хороший терапевтический эффект; когда же она завершается позднее, к 12-15-му дню, существенного улучшения в состоянии не наблюдается.

Такие же характерные явления были подмечены и в отношении окислительных процессов, содержания сахара в крови, желудочной секреции и ряда других показателей. Особенно характерными оказались безусловные секреторные рефлексы: у больных с хорошей реактивностью отмечалось выраженное усиление секреторных рефлексов, а с низкой реактивностью — почти полное отсутствие колебания величины секреторных рефлексов на всех стадиях голодания. Тот же характер изменений был подмечен и при исследовании условно-рефлекторного пищевого лейкоцитоза, газообмена, скорости двигательных реакций на условный раздражитель.

Изучение всех этих показателей, раскрытие связей их с реактивностью организма позволило проводить лечение не "вслепую", эмпирически, а на базе научно обоснованного опыта. Однако многого мы еще не знаем, впереди — большая исследовательская работа, глубокое изучение происходящих в организме больного процессов.

Всякий раз, когда встает вопрос об использовании лечебного голодания, прежде всего, нужно выяснить, можно ли голодать и следует ли голодать?

В нашу дверь стучится много людей, жаждущих испытать на себе РДТ. Среди них больные, которые безрезультатно уже лечились другими методами, или те, кому целесообразно проведение лечебного голодания.

Но бывает и так: перед врачом появляется здоровая располневшая женщина, мечта которой — вернуть изящную фигуру. Она не хочет ограничивать себя в пище, подвергнуть себя физической тренировке. Не будет она делать того и другого и после курса лечения. Временный голод ей кажется легче, чем постоянный отказ от вкусной пищи. Она думает, что, похудев раз, сумеет удержать и далее сниженный вес. "Ведь существуют,- говорит она,- такие способы, как слабительные, клизмы". Дама признается, что, идя в гости, применяет это, а вернувшись домой, вызывает рвоту. "Ведь в Древнем Риме так поступали патриции,- лепечет новоявленная римлянка.- А как же иначе? Отказываться от банкетов, приемов, ресторанов, лишить себя удовольствия вкусно поесть?"

Вот таким людям не следует лечиться голоданием, так как потерянный вес все равно скоро будет восстановлен. Был у нас и такой случай: поступил к нам больной Д., 68 лет, с диагнозом: церебральный атеросклероз, церебрастеническнй синдром, хроническая коронарная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз, мерцательная аритмия, эмфизема легких, пневмосклероз.

Из анамнеза (данные предварительного опроса) больного мы узнали, что он в течение 40 лет периодически проводил самостоятельное голодание, сбавлял вес, улучшая общее самочувствие. И все же он приобрел к 68 годам такой "букет" болезней. Это наводило на размышление — почему метод голодания не помог этому человеку сохранить здоровье?

Мы узнали, что голодания он проводил короткие — от 3 до 8 дней, а потом переходил на обычное питание, употреблял много мяса, острой пищи, алкоголь. Словом, весь режим питания был направлен не на поддержание, а на разрушение здоровья. Жизнь этого человека стала, но существу, "трагедией питания". Сторонник метода лечебного голодания, он старался бороться за свое здоровье, но, не поняв сущности метода, усвоив только первую половину его (необходимость этапа голодания), не осознал значения второй половины (соблюдения строгой диетики питания). Этому горе-энтузиасту тоже бесполезно, голодать.

Вообще решение этого вопроса зависит от характера заболевания, общего состояния здоровья, возраста и многих других причин, индивидуальных для каждого больного, и является только прерогативой врача.

Комментарии закрыты.